«Церковь похожа на корабль, путешествующий по бушующему морю»

Интервью с помощником Благочинного Таганрогского округа по миссионерской работе протоиереем Романом Романовым
– В нашей стране около 80% граждан позиционируют себя как православные. Почти все приняли Крещение, будучи младенцами в силу традиции, по решению родителей. Традиции соблюдаем: ставим свечки, святим куличи, водичку, яблоки и купаемся на Крещение в проруби. Всё как положено. Детей своих крестим обязательно. Отец Роман, куда же сегодня должна быть направлена миссионерская деятельность церкви? Ведь миссионеры – это проповедники, которые несут благую весть народам, не знающим Христа. Насколько актуальна миссия церкви сегодня в нашей стране? Чтобы избрать направление просветительской деятельности нужно обрисовать хотя бы кратко нынешнее состояние церковного общества. Как обстоят дела в той или иной сфере церковной жизни и деятельности. Церковь похожа на корабль, путешествующий по бушующему морю. На этом корабле есть капитан и его команда. Миссионерство часто у нас понимается в таком древнем смысле – проповедь народам-иноверцам или просвещение язычников и обращение их ко Христу. Да, всё верно, но всё ли у нас самих в порядке на нашем церковном корабле, чтобы отправляться в плавание к иным народам для проповеди христианства? Слаженно ли работает команда? Знают ли матросы свои обязанности? Так вот, на проверку оказывается, что картина весьма печальна и о путешествии пока можно только мечтать. Оказывается, что большинство личного состава этого нашего церковного корабля не только своих обязанностей не знают, но даже и не подозревают о существовании оных. Ситуация усугубляется ещё и ленью, и невежеством «командиров боевых частей корабля». Очевидным становится факт нестроения в самой церкви и эти проблемы нужно решать сегодня в срочном порядке. Просвещение, должно быть направлено, прежде всего, на самих прихожан в первую очередь, а потом уже на «внешних». Чтобы исправлять искажения и решать проблемы внутри самой церкви, необходимо сначала обозначить их и понять саму природу их происхождения. Не боясь, рассматривать динамику роста того или иного заболевания, то есть смотреть, куда это всё может привести. Недальновидность и погоня за выгодой – первейшие враги на этом нелёгком пути просвещения. Пару слов о происхождении некоторых искажений внутри самой церкви. Советская власть веротерпимость и свободу церкви декларировала, к сожалению, только на словах, а на деле мы имели разрушение не только храмов, но и подрыв самой организации церковной изнутри. Это самая большая и страшная рана, которую лечить очень сложно. Если выражаться современным языком, то скажем так, что церковь это система, работающая по своим законам. И далее употребляя символический язык, сравним церковную систему с операционной системой компьютера. Так вот, советская власть, желая уничтожить Церковь, создавала вирусы для этой системы и внедряла их. Эти «вирусы» до сих пор не просто работают, а умножаются и развиваются. Мы видели печальные руины порушенных храмов, но не менее печально выглядит сломанная церковная система, которую и предстоит нам восстанавливать, а это – широкое поле для миссионерской деятельности. Актуальность очевидна – надо навести порядок у себя дома, перед тем как приглашать гостей за праздничный стол, а тем более, если мы хотим этих гостей сделать жильцами этого дома. За двадцать лет после дарования церкви свободы мы построили и отреставрировали множество храмов и монастырей, и теперь следует говорить о созидании церкви в сердцах людей. – Сегодня популярным является обсуждение о необходимости предварительного обязательного наставления перед крещением, или оглашения. Проводятся семинары и собрания духовенства на которых решаются вопросы связанные с этой задачей. Как связано оглашение с теми внутрицерковными проблемами о которых вы говорили? Связь прямая и очевидная. Успех организации напрямую связан с качеством кадров, а мы же больше обеспокоены количеством. Вот и получаем христиан не по духу, а по названию и чего хуже – по принуждению. Общераспространенной ошибкой нужно признать представлением о том, что церковная организация – это священники и церковнослужители, а миряне сами по себе, посетители. Вот и получаем мы при такой схеме досадную картину «церковного магазина духовных услуг». Священник в таком случае становится продавцом, а миряне покупателями, которые магазину ничем не обязаны. Обыденной становится фраза: «а сколько у вас стоит Крещение?» Слышал бы это Святой апостол Пётр… Как можно продать Крещение? Эта магазинная схема является одним из вирусов в нашей церковной системе. Отношения «деньги–товар» ломают саму идею священника как отца. «Папа, а сколько стоит у тебя усыновление?» Дикость. У нас это, к великому сожалению, норма, но, слава Богу, не везде так, что не может не радовать. Так вот, магазинный подход к Таинствам, в данном случае, к Крещению, идёт вразрез с идеей предварительного и обязательного курса оглашения. Аргументация проста – упадёт спрос на «товар», или покупатели уйдут к конкурентам. И плюс к тому это ещё и лишняя работа. Сегодня крещение в большинстве приходов совершается так сказать «конвейерным способом» и те 15 минут наставления весьма неэффективны. Кричат младенцы, создавая общую нервозную атмосферу. Тут уже не до проповеди и беседы, а побыстрее бы всё закончилось. Важным отрицательным моментом является фактор внезапности. Люди не ожидали этого наставления, да ещё и с элементами допроса: "А знаете ли вы кто такой Иисус Христос?" Итак, нужно признать, что наставление в такой форме является крайне не эффективным и как сейчас говорят, контрпродуктивным. Должно для этого наставления выделять и назначать специальное время, где в спокойной обстановке и без малыша папа, мама и крёстные могут послушать батюшку. Для того, чтобы правильно находить пути решения этого непростого вопроса, необходимо понимать, какие цели мы ставим перед собой и чего хотим добиться наставлением и последующим Крещением. А цель эта – воцерковление новопросвещённого. Если взрослого, то это последующее его вхождение в церковную общину конкретного прихода. Если младенец, то воцерковление его родителей и так же приобщение их к приходской жизни. Вот те задачи которые мы должны перед собой ставить и обсуждать вопрос о оглашении в этом ключе. – Однако, печальную вы нарисовали картину. Расскажете ли что-нибудь воодушевляющее? Что уже сделано для того, чтобы сдвинуть эту проблему с места? Движение уже наметилось и это радует. В нашем благочинии было проведено собрание духовенства, где мы обсуждали эти вопросы и приняли некоторые важные решения. Хочу довести до вашего сведения решения этого собрания, чтобы вы были в курсе. На сегодняшний день, вот как обстоят дела с оглашением или наставлением перед крещением и венчанием в нашем благочинии. Конечно, если продолжать проводить подобные собрания или семинары по местам, то ситуация будет постепенно улучшаться. Главным препятствием к преодолению столь печального явления как "рыночные отношения на приходе" является, прежде всего, наше нерадение. Итак, о собрании: На собрании обсуждался документ: "Рекомендации и инструкции. "Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви" отдела религиозного образования и катехизации Священного Синода РПЦ МП". Обсуждавшийся документ вызвал понимание и одобрение собравшихся, при этом были высказаны следующие мнения: в связи с вышеизложенным и, исходя из наличествующих возможностей приходов, было решено начать работу по оглашению перед крещением с малого, а именно – ввести форму катехизации с обязательного однодневного наставления перед Крещением, постановили соблюдать этот минимум повсеместно по благочинию, а по возможности – вводить более длительный период оглашения, приближаясь к тем высоким требованиям, которые были обозначены в документе. Так же обсуждались методики проведения данных бесед. Крайне необходимо и важно организовывать дальнейшую работу с новообращенными и уже воцерковлёнными прихожанами через воскресные школы и личные беседы. Отмечена так же важность наставления и перед Таинством браковенчания. Недопустимой признана практика совершения этого Таинства без предварительной исповеди и причастия. Исповедь в таком случае является тем минимумом наставления новобрачным, которая должна совершаться неспешно и подробно с раскрытием смысла великого таинства. В связи с тем, что данная проблема была обсуждаема неоднократно и споры и размышления по этому поводу идут не первый год, были подняты вопросы и заслушаны предложения для решения проблем непосредственно связанных с реализацией тех рекомендаций, находящихся в обсуждаемом документе. Собравшиеся отметили, что даже самое подробное и длительное наставление из– за отсутствия или ветхости, так сказать, фундамента прихода – крепкой общины, будет иметь нулевой результат или даже противоположный. Исходя из того, что крещение есть таинство вхождения верующего в Церковь, результатом всего должно быть воцерковление новопросвещённого. Старание катехизатора может стать тем евангельским "вливанием молодого вина в мехи ветхие". Это досадное обстоятельство вызвало бурную дискуссию у собравшихся. Было решено обратить особое внимание на создание и укрепление прихода как общины – церковной семьи, которая принимает, или готовится принять новопросвещенного. Были выявлены ошибки в приходской жизни, способствующие разобщенности церковного коллектива. Все были согласны с тем, что решать проблему ведения просветительской деятельности и обязательного наставления перед принятием крещения надо целостно, не разделяя единую задачу воцерковления, и не оставляя вопрос устроения приходской общины "на потом". – Итак, можно выделить несколько важных моментов. Это решение сделать один день наставления перед крещением обязательным во всех приходах Таганрогского благочиния. Обязательная исповедь будущих супругов перед венчанием. Неплохо. Отец Роман, что вы планируете предпринять для закрепления этого хорошего начинания? Ведь очевидно то, что одного собрания не достаточно. Со временем результаты его сойдут "на нет". Наверно, необходимо проводить дальше работу? Какие ваши планы? Согласен с вами, что сидеть сложа руки нельзя, а надо продолжать развивать достигнутое. Вот эта работа и называется миссионерской. Планируем далее регулярно проводить семинары с духовенством и катехизаторами. На этих семинарах настоятели будут рассказывать о достигнутых результатах и делится своим опытом между собой. Вопросов ведь масса, но когда мы собираемся вместе, тогда мы их можем решить. Разобщенность – главный наш враг. – Отец Роман, а у вас на приходе ведётся ли оглашение? Как вы исполняете решение собрания? Хороший вопрос. В нашем Свято– Никольском приходе с. Николаевка крещение совершается только с предварительным наставлением. Конечно, бывали и исключения экстремального характера, но это редкость. Наставление провожу я в храме, так как считаю этот вариант более плодотворным в данном случае. Крещений у нас немного всегда было – два или три в неделю. Наставление проводится в пятницу или в субботу в 12:00 и длится примерно один час. – Не было ли недовольных, которые отказывались и убегали в другой храм, где нет наставлений? Нет, не было. Все воспринимали это как должное и слушали нормально. Все такие уроки проходят в спокойной и дружественной обстановке. Конечно, это только малый шаг на огромном миссионерском пути, но радует то, что он сделан. Мы затронули только некоторую часть вопросов в миссионерской деятельности церкви в современном мире. Ещё много предметов для обсуждения, которые остались без рассмотрения. Это социальное служение, образование и вся деятельность приходов, которая совершается за стенами храма. Всё это можно назвать проповедью и привлечением людей в Церковь Христову, где они должны приобщиться к благодатной жизни в Духе Святом. Спасибо, отец Роман, за содержательную беседу.