Третьи Рождественские педагогические чтения

Рождественские педагогические чтения — добрая традиция школы № 5. В минувшем году она стала экспериментальной площадкой регионального уровня по проблеме: "Системный подход к духовно-нравственному воспитанию школьников", что требует от педагогов напряженного внутреннего делания: и духовного, и профессионального роста. Эту задачу призваны решить чтения, где педагоги делятся с коллегами открытиями в области традиционной отечественной педагогики, почти забытой в советскую эпоху, а также опытом собственной воспитательной деятельности. Работу Рождественских чтений открыла директор школы Миргородская Е.В., прочитав философское стихотворение иеромонаха Романа, что придало педагогическому форуму особый эмоциональный настрой:
Без Бога нация толпа,Объединенная пороком:Или слепа, или глупа,Иль, что еще страшней, жестока.И пусть на трон взойдет любой,Глаголющий высоким слогом,Толпа останется толпой,Пока не обратится к Богу.Тема третьих по счету Рождественских чтений — патриотическое воспитание школьников как одна из составляющих духовно-нравственного.Лейтмотивом чтений явилось утверждение: "Растущий человек должен и имеет право знать духовную историю и духовную карту страны, в которой он живет" (диакон А. Кураев).Прививать ребенку любовь к Отечеству — дело благородное, но во все времена трудное, особенно в России и особенно сегодня. Еще в XIX веке замечательный педагог К.Д. Ушинский призывал: "Необходимо русские школы сделать русскими"! И с горечью замечал, что мы так много заимствуем у иностранцев, а нужно позаимствовать лишь одно: уважение к своему Отечеству. К сожалению, эта идея стала еще более актуальной в наше время идейного бездорожья и размытых ценностных ориентиров. Пропаганда западного образа жизни, как грязевой сель, вытравляет все человеческое в душах молодых людей. Что можно противопоставить этому "грязевому селю"? Как ни странно это звучит — любовь к Родине. Любовь, которая поможет дать верную оценку происходящему, "укоренит" души — бесприданницы современных детей в почве традиционной культуры, заставит отшатнуться с отвращением от всего уродливого, жестокого и безобразного.Истинным патриотом может быть только высоконравственная личность. Из любви к Отечеству вырастают такие прекрасные свойства человеческого духа, как чувство долга, любовь к ближним, благородство, способность к самопожертвованию, мужество, умение быть благодарным, великодушным. Уберите одно из них — и патриотизм выродится в уродливый национализм. А с какими человеческими пороками любовь к Родине не уживается? Эгоизм, себялюбие, жестокосердие, предательство…Патриотизм — высокое нравственное чувство, способное облагородить человека, однако у него бывают разные основания. Академик Д.С. Лихачев настаивал, что наши представления о патриотизме устарели, что сейчас чувство патриотизма должно быть основано не на восторге перед собственной военной мощью и собственными спортивными достижениями, как было 60 лет назад, а совсем на другом. На нравственном достоинстве русской нации, на духе народа. На православном духе. А дух нации проявляется более всего в лучших ее представителях. Об этом и шла речь на Рождественских чтениях. И о том, что для жизни человека не менее, чем биологическая, важна иная среда, созданная культурой его предков, — она необходима человеку для "духовной оседлости", для самодисциплины и социализации.Темы докладов были проблемными, а их содержание тесно связанным с личным опытом педагогов: "От духовно-нравственного воспитания к патриотическому. Каким быть урокам словесности?" (Авдеева Л.Г.), "Патриотическое воспитание на уроках естествознания" (Попкова Г.С.), "Духовные истоки нашего малого Отечества" (Головчанская А.П.), "Дух нации проявляется в лучших ее представителях" (Солнышкова И.Г.), "Роль окружающей среды в формировании нравственных основ личности" (Голубцова Н.И.), "Как донести вечные ценности до души младшего школьника?" (Гава И.В.), "Христианское начало в русской сказке" (Ирхина Е.В.), "Как научить духовному переживанию истории?" (Супрунова Е.Б.) Примечательно, что участниками диалога были не только педагоги, но их воспитанники и родительская общественность. Учащиеся-старшеклассники размышляли о том, чем для них является Родина, каким они видят ее будущее, что в жизни России нынешней их тревожит и что они могут и должны сделать для сохранения ее самобытности.Представления юношей и девушек о Родине оказались не столько "пространственными", сколько "временными" и даже надвременными, они были емкими и включали в себя такие аспекты, как история, культура, язык, традиция, вера, связь поколений, духовность — все то, что способствует национальному единению.Почти все высказали тревогу по поводу "американизации" России и страшных ее последствиях: наркомании, развращении молодежи, понижении интеллектуального и культурного уровня народа. Многие высказали мнение, что, если Россия утратит свою самобытность, она "превратится из страны в "территорию", а народ станет просто "населением".Некоторые из учеников подняли важную проблему современности — подмену патриотизма национализмом. В суждениях старшеклассников была заметна зрелость суждений и глубоко осознанная позиция.Родители, принимавшие участие в педагогических чтениях, получали важную информацию о воспитательной деятельности педагогов и на равных правах вступали в диалог с учителями как сотрудниками в деле воспитания детей.Атмосфере единения и радости, царившей на Рождественских чтениях, было созвучно пение хора таганрогского Центра семьи и молодежи (руководитель хора — учитель музыки школы № 5 Жерновая В.А.)Протоиерей Алексей Лысиков, духовно окормляющий учителей школы, любимый и уважаемый ими батюшка, направил поиск решения педагогических задач по верному пути. Кстати, благодаря его усилиям, возникла живая связь в триединстве: Храм — Центр семьи и молодежи — школа № 5. Свое благословение участникам Рождественских педагогических чтений передал Благочинный церквей Таганрогского округа протоиерей Александр Клюнков.