Семья – воспитательная колыбель человечества

По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьёва, семья – воспитательная колыбель человечества. Она является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Подавляющее большинство людей, живущих на Земле, связывает понятие счастья прежде всего с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем доме.15 мая в очередной раз мировое сообщество отметило Международный день семьи, учрежденный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 сентября 1993 года.Для каждого из нас семья – это источник любви, уважения, добра и уюта. Какие бы ни случились перемены в обществе, семья остается для нас надежным причалом, где черпают свои силы, и, заботясь о близких людях, обретают себя.Об особой внутренней близости семьи и Церкви свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст, именующий семью «малой церковью».Международному дню семьи были посвящены Первые общественно-педагогические чтения «Семья в системе ценностных ориентиров подрастающего поколения», подготовленные совместными усилиями Управления образования г.Таганрога, Центра семьи и молодежи, средней общеобразовательной школы № 5 и гимназии «Мариинской».Чем вызвано обращение педагогов к этой теме? Почему сегодня она вынесена в качестве ключевой для обсуждения на общественно-педагогический форум?Внимание школы к семье обусловлено пониманием того, что семья – это первый социальный мир ребенка, уникальная по своей силе и действенности жизненная среда и ни один общественный институт не может заменить ее. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания.Вместе с тем педагоги не могут не понимать и того, что в настоящее время семья переживает достаточно глубокий кризис, последствия которого отражаются на наших детях: на их представлении о семье и ее предназначении, родительском долге и смыслах супружества, культуре родительства.Не риторическим и не праздным в связи с этим для педагога является вопрос, который и был предметом обсуждения: является ли современная семья, создаваемая и живущая в условиях духовного кризиса, надежной средой воспитания? Домом с большой буквы, «началом начал», из которого вырастет человек? Насколько высок сегодня воспитательный потенциал семьи?Микрофон на общественно-педагогическом форуме был предоставлен всем, кто по долгу службы и по призванию исследует проблемы семьи и связанные с ними проблемы воспитания детей, формирования в них ценностного отношения к семье: священнослужителю и специалисту ЗАГСа, преподавателям ВУЗа и директору школы, представителям родительской общественности.Заместитель начальника Управления образования А.Е. Фатеев напомнил присутствующим о том, что в своем послании Федеральному посланию Президент Российской Федерации В.В. Путин именно заботу о семье назвал основой возрождения здорового общества, обратившись при этом к высказыванию Д.С. Лихачева: «… любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье». В качестве основной задачи В.В. Путин сформулировал следующее: «Мы должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу». Как государственный заказ, ответил А.Е. Фатеев, воспринимает эту задачу школа и в качестве целевого приоритета рассматривает ее на долгосрочную перспективу.Руководитель службы, где рождается семья как социальный институт – начальник отдела ЗАГС Васильева Виктория Борисовна – не по учебнику, а из собственного профессионального опыта говорила о семье в современном обществе, опираясь при этом на результаты многолетних исследований, социального портрета семьи таганрожцев, говорила о том, что уровень подготовленности к созданию собственной семьи, готовности к родительству, личностной зрелости для этого ответственного шага у большой части молодежи является крайне низким (статистика разводов, неполных семей, в том числе и по г. Таганрогу, убедительно об этом свидетельствует).О значении семьи в эпоху кризиса духовно-нравственных ценностей размышлял протоиерей о. Алексей Лысиков, настоятель Свято-Никольского храма с. Николаевка, руководитель Православного Центра семьи и молодежи Таганрогского Благочиния. О. Алексей представил собранию интересный опыт деятельности, способствующий сохранению и укреплению семьи. Этот опыт реализован в таких проектах, как «Школа для родителей», «Духовно-просветительская школа для детей им. Кирилла и Мефодия», «Сестричество».Мищенко Оксана Петровна, представитель высшей школы подняла проблему подготовки старшеклассников к семейной жизни.Миргородская Елена Васильевна предоставила опыт практической деятельности школы № 5. Это образовательное учреждение является областной экспериментальной площадкой по проблеме: «Системный подход к духовно-нравственному развитию личности ребенка». Педагогический коллектив школы убежден, что самая главная наука, которую должны освоить ученики, это наука быть человеком. И сегодня директор школы Миргородская Е.В. размышляла о том, что именно в системе духовно-нравственного воспитания педагоги могут открыть ребенку непреходящую ценность семьи.Третьякова Наталья Владимировна – представитель родительской общественности МОУ гимназии «Мариинская» – убедительно и проникновенно говорила о важности добрых семейных традиций для воспитания детей.Когда и где начинается воспитание будущего семьянина? Для педагогов ответ на этот вопрос очевиден.Смысл встречи родителей, педагогов, церкви, общественных институтов в том, чтобы поставить вопросы, ответы на которые находятся в области духовного опыта многих поколений, отечественной традиции, профессионального и личностного опыта.Позиция педагогов такова: школа сегодня открыта для диалога и взаимодействия с семьей, сотрудничества с другими социальными институтами в деле образования Человека, созидания личности ребенка, подготовки подрастающего поколения к созданию семьи, воспитанию собственных детей. Первые общественно—педагогические чтения – достаточно убедительное тому подтверждение