Пятые Рождественские педагогические чтения

В муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 г. Таганрога прошли пятые по счету Рождественские педагогические чтения.Тему чтений – «Правовое и нравственное воспитание: точки пересечения» – с полной уверенностью можно назвать проблемной, противоречивой, требующей оценки педагогической общественности. Диалог на педагогическом форуме строился вокруг непростых вопросов: не вступает ли правовое воспитание в конфликт с духовно-нравственным? В чем причина отклоняющегося поведения подростков и какова роль школы в их социализации? И, наконец, почему в прессе так много возражений против так называемой ювенальной (детской) юстиции?С одной стороны, ювенальная юстиция – важнейшее направление социальной политики государства по улучшению положения детей в Российской Федерации. С другой стороны, ювенальная юстиция отражает западную идеологию, что идет вразрез с традиционными духовно-нравственными ценностями нашего Отечества.Особую тревогу у педагогов вызвал тот факт, что во всех проектах, разработанных в рамках ювенальной юстиции, родитель упоминается только как лицо, к которому применяются санкции. Когда же права родителей и детей противопоставляются, создается внутренний конфликт в семье. Опасно и то, что в рамках предлагаемых проектов настойчиво предлагается максимально освободить подростков от уголовной ответственности, ограничиваясь лишь мерами воспитательного характера. С горечью педагоги говорили о том, что до настоящего времени не создано реальных механизмов информационной защиты ребенка. Нельзя не отметить страшную разрушительную роль телевидения, планомерно и массово растлевающего детей и подростков.Все участники были едины во мнении, что нужна целостная концепция улучшения системы защиты прав ребенка. Необходимо срочно на государственном уровне принимать законопроекты в области информационной безопасности ребенка, защиты его нравственности. Необходимо возрождать систему работы с трудными подростками, зарекомендовавшую себя ранее, с ее бесплатными спортивными секциями, бассейнами, летними лагерями, студиями и кружками. Необходимо срочно защитить детей от растлевающего влияния залов с игровыми автоматами.Подводя итоги Рождественских чтений, педагоги школы № 5 определили общую позицию. Она не в отвержении ювенального права, но в наполнении его глубоким духовно-нравственным содержанием. Правовое воспитание это воспитание поступков, духовно-нравственное – это воспитание помыслов. Правовое воспитание без нравственного – ущербно, ибо не имеет в себе крепкой основы, более того, оно может быть опасно, разрушительно. Школа немало может и должна сделать в деле формирования правовой культуры учащихся. Вместе с тем правовая культура человека должна вырастать из нравственного закона, живущего в нем. Помочь ребенку осознать этот закон – вот в чем школа видит свою задачу сегодня.