«Почему гибнут империи?»

3 июня 2008г., в конференц-зале Факультета информационной безопасности ТТИ ЮФУ состоялся очередной семинар преподавателей и учащихся ТТИ в рамках проекта «Духовное просвещение», осущетвляющегося в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ТТИ ЮФУ и Таганрогским благочинием Ростовской-на-Дону епархии Русской Православной Церкви. Модераторами семинара были профессор ТТИ В.И. Тимошенко и клирик Таганрогского благочиния архимандрит Никон (Лысенко). Его заметки о семинаре мы представляем вниманию читателей.На сей раз, наш семинар был приурочен ко дню памяти равноапостольного императора Константина Великого, основателя Нового Рима — Константинополя и к печальной юбилейной дате: 555-летию падения этого величественного града и великого Православного Царства, Империи Ромеев, под натиском турок.Непосредственной темой семинара был просмотр и обсуждение документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», снятого архимандритом Тихоном Шекуновым). Следует отметить, что фильм этот, дважды с начала нынешнего года демонстрировавшийся по телеканалу ОРТ, вызвал широкий и массовый общественный отклик. Как отметил в своей рецензии на фильм профессор МДА протоиерей Максим Козлов: «это говорит о том, что не такое уж светское, не такое уж постхристианское наше общество. Не важно, что этот отклик противоречивый, важно – что чрезвычайно массовый… Если по отношению к Основам Православной культуры сторонникам церковной точки зрения приходится отстаивать сам принцип иного понимания светскости, чем у оппонентов, не приводя часто конкретных образцов того, как в школе этот принцип будет реализовываться, то теперь мы видим прекрасный пример того, как это можно делать…». Разбору диаметрально противоположных мнений, высказанных в прессе и итернете в непрекращающейся с начала нынешнего года дискуссии по поводу фильма и самой персоны архимандрита Тихона, на семинаре было уделено серьёзное внимание.Работа архимандрита Тихона представляет собой нечто совсем иное, чем документальные фильмы на темы событий далёкой истории, которые можно посмотреть по телеканалу «Нistory». Автор не просто рассказывает о судьбе Второго Рима, но на материале византийской истории откровенно и смело представляет своё видение того, что позитивно и жизненно, а что ложно и губительно для религиозной, культурной, политической и экономической жизни общества. Это интерпретация и византийских и современных российских реалий, посредством которой о. Тихон указывает на то, что судьба Византии – серьёзный урок для нашей страны, которая, нравится ли это нам, или не нравится, является страной византийского культурно-цивилизационного типа. Главные обвинения против архимандрита Тихона и его фильма посыпавшиеся из лагеря либералов – поклонников западных «гуманистических» ценностей – сводятся к тому, что лейтмотивом преподнесённого накануне президентских выборов «византийского урока» является «нагнетание страха перед Западом и Исламским Востоком» и «превознесение прелестей вертикали власти, назначения преемников, бюрократизма»… «Перед нами не попытка извлечь урок из исторических фактов, а напротив, грубое и топорное приспособление этих фактов для заранее готовой агитационно-пропагандистской поделки… вот это и есть лейтмотив фильма – очень узнаваемый единоросовский стиль – верноподданическое холуйство и покорная лояльность…под видом «патриотизма» – заявляет некто С. Строев. Однако, внимательно просмотрев фильм, участники семинара убедились, что данные обвинения в адрес архимандрита Тихона представляют заведомо лживую подтасовку его высказываний, перемешанных с тем, что он никогда не говорил. Из авторского текста о. Тихона очевидна его убеждённость в том, что ни политическая стабильность и преемственность власти, ни её жесткая вертикаль, ни «стабилизационный фонд» не гарантируют жизнеспособности страны и народа, если нет укоренённости в истинной вере и стремления служить правде Божией. Если культурная самобытность тяготит, а чужие мнения и «заёмный ум» кажутся непогрешимыми. Если либералы возмущены беспощадной оценкой той неблаговидной роли, которую Западная Европа сыграла в трагической судьбе Византийской цивилизации, то сторонники «этнократической» модели нашего будущего яростно обвиняют фильм и его автора в «призыве к подавлению национализма государствообразующего этноса, как якобы деструктивной силы».В разборе критики фильма и нахождению ответов на поставленные в нём вопросы участникам семинара помогло обращение к творческому наследию выдающихся русских мыслителей конца ХХ в. – философа А.С Панарина и богослова и историка-византиниста, протоиерея Иоанна Мейндорфа.Панарин подчёркивал, что либеральный проект секулярной «эмансипации человека» страдает неизлечимой противоречивостью: он одновременно обещает освобождение и лишает его необходимых духовных творческих сил для этого. «Новый естественный отбор либералов глобализма грозит новой бестиализацией человечества. Зверем уже сегодня запахло» – писал он. – «От принципа минимального государства либерализм постепенно пришел к принципу «минимальной» морали и культуры – они тоже не должны мешать естественному рыночному отбору».А.С.Панарин видел призвание православной цивилизации не в том, чтобы закрепить её пространственную социокультурную самобытность, по типу мусульманской и индуистской. «Мировое призвание Православия, – писал он, – в том, чтобы заново утвердить, «переоткрыть» единство человечества, единство «эллина и варвара», «язычника и иудея», — которое впервые явилось вместе с христианством и постепенно было утрачено на пути секуляризации». Протоиерей Иоанн Мейндорф в своих сочинениях работах глубоко вскрыл проблему кризиса византийского религиозного и культурного мировоззрения. При этом он указал и на то, что «эллинский» национализм с присущим ему мирским взглядом на вещи, привел к отходу от религиозных, культурных и политических ценностей, которые Византия хранила в течение веков. Но ему активно противостояла мировоззренческая позиция церковных деятелей – исихастов. Исихазм был мощным духовным движением не исчерпывающимся аскетической практикой афонских монахов. Он находил своё выражение в культурной и политической жизни, в социальной психологии народа. «Афонские монахи во многом укрепили позицию Византии «как царицы городов» (православного мира) — по славянски «Царьграда» – и на несколько столетий продлили существование «римского» христианского универсализма, олицетворявшегося этим городом» – писал протоиерей И. Мейндорф. Главный вывод проходившго на семинаре обсужения темы фильма:судьба Византии – действительно серьёзный урок. Архимандрит Тихон предостерегает, прежде всего, от забвения, отречения, предательства отеческой веры, церковной традиции, православной культуры, которые для миллионов русских людей были и остаются конечным выражением Истины.