«Основы Православной культуры» и новые государственные образовательные стандарты

В течение нескольких лет в российском обществе не утихали споры по поводу введения в учебные планы общеобразовательных школ нового предмета, получившего название «Основы православной культуры». И вот сегодня наконец мы можем с удовлетворением сказать: православная культура обрела законное право быть в российской общеобразовательной школе. 14 мая нынешнего года в Министерстве образования Ростовской области состоялся Круглый стол, где в присутствии заместителя губернатора Ростовской области А.И. Бедрика, архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона и министра общего и профессионального образования Ростовской области Гуськова И.А. состоялось обсуждение Концепции включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета «Православная культура».В ходе проведения круглого стола обсуждались важные организационные вопросы о месте и роли нового учебного предмета, содержании и методике преподавания, о качестве программ и учебников, об условиях допуска учителей к преподаванию православной культуры. В работе круглого стола приняла участие и таганрогская делегация, состоящая из представителей духовенства и образования. Всех участников встречи заинтересовал опыт работы МОУ СОШ № 5, которая является первой в Таганроге пилотной площадкой по апробации основ православной культуры. Приводим тезисы выступления замдиректора по методической работе школы № 5 Скворцовой А.Н.:«Ваше Преосвященство, многоуважаемое собрание! 5 лет назад школа № 5 г.Таганрога вошла в состав пилотных по апробации нового предмета – ОПК. Пятилетний опыт деятельности в этом направлении трудно вместить в краткое выступление, поэтому попытаемся остановиться на ключевых вопросах:Введению нового предмета должна предшествовать основательная работа с педагогическим коллективом. Всех педагогов необходимо сделать союзниками, т.к. они формируют мнение родительской общественности, влияют на самоопределение школьников. Решить эту задачу можно, включая педагогов в аналитическую и проектную деятельность, стимулируя их профессиональный и духовный рост. Форм деятельности – бесчисленное множество. Самая продуктивная — творческая группа по подготовке того или иного проекта. Самый успешный наш проект – Рождественские педагогические чтения, где не только исследуется та или иная педагогическая проблема, но и разрабатывается стратегия деятельности всего педагогического коллектива, что подтверждено тематикой чтений, например: «Сотрудничество семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей»; «Духовно-нравственное воспитание как основа формирования патриотического сознания школьников».Непременным условием введения ОПК в общеобразовательной школе является предварительная разъяснительная работа с родителями. Формы ее тоже различны: от родительского собрания до общешкольных конференций с фрагментами уроков по ОПК. Важно снять все предубеждения против этого предмета, разъяснить, что цели занятий в воскресной и общеобразовательной школе – разные. Приобщение к православной культуре не преследует цели воцерковления ребенка, но укореняет его в почве традиционной культуры, защищает его от негативных влияний современности, формирует в нем нравственное начало.Нет более важного вопроса, чем кадровый. Предмет ОПК нельзя доверять случайным людям. Выбор педагога должен осуществляться по тому принципу, насколько он любит и знает православную культуру, подготовлен к преподаванию. Здесь не обойтись без сотрудничества с православной церковью. У нас в городе есть такая структура – Православный Центр семьи и молодежи, с которым у школы именно такое сотрудничество и установилось. Руководитель Центра – о.Алексей Лысиков принимает самое непосредственное участие в подготовке педагогов к преподаванию нового предмета.Безусловно, преподаватель ОПК должен обладать обязательным педагогическим образованием, быть осведомленным в современных формах и методах преподавания. Если, работая с материалами по истории христианской культуры, учитель не знает особенностей возрастной психологии и педагогики, не знаком с методикой преподавания, абстрактное знание о религиозной культуре способно оказать отрицательное воздействие и сформировать поверхностного «всезнайку»-резонера.Не менее важная проблема – оценивание. ОПК – предмет особый: приоритетная цель его – воспитательная. Знания являются средством формирования личности и не могут быть предметом оценки. Считаем, что следует искать современные, нетрадиционные формы оценивания. Предметом оценки должны быть изменения в ценностных ориентирах учащихся (речь идет об оценке, а не об отметке, которая может быть традиционной и обязательно положительной).К сожалению, мы не затронули такие темы, как преемственность курса в средней и старшей школе (содержательная линия продолжена вплоть до 11 класса); системный подход к воспитательной работе, разработка важных программных документов. Опыт своей деятельности мы неоднократно представляли в прессе, на городских региональных форумах, на Димитриевских чтениях в г.Ростове-на-Дону, а в прошлом году — на Рождественских чтениях в г.Москве.Об этом вы можете прочитать в Программе развития школы, размещенной на сайте school5.taganrogcity.com. Благодарю за внимание».