«Мы служим не за чины и должности, а на благо Церкви…»

Мы предлагаем нашим читателям интервью с настоятелем Свято-Никольского храма г. Таганрога, почётным гражданином города, протоиереем Александром Клюнковым

— Отец Александр, с вашим именем так или иначе связана целая эпоха новейшей истории жизни Церкви в нашем округе. Но что именно, на Ваш взгляд, является самым важным, самым запомнившимся Вам в этот период?
— Самое важное — это бурный расцвет Церковной жизни. На наших глазах менялся привычный нам мир. Был период, когда священнику отводилась роль лишь «требоисполнителя» — отслужил, покрестил, повенчал, отпел, и на этом твоя деятельность заканчивалась. Даже поговорить с людьми о Христе, о вере в Бога, о смысле жизни считалось чем-то недопустимым. И вдруг нам не просто представилась возможноть, время потребовало от нас не просто чтения молитв, а серьёзной общественной деятельности. Молодые люди, живущие сейчас, наверно, полагают, что так было всегда — священник на встрече со студентами и приподавателями ВУЗа, священник на военной присяге, священник — член Общественного совета и т.д. Но было время, когда мы, по сути дела, были связаны по рукам и ногам. А затем от нас потребовалось не только восстановить разрушенные храмы, но и дезориентированные человеческие души. Насколько хорошо мы справились с этой задачей, судить, понятно, не нам. Если же говорить о событиях, связанных непосредственно с Таганрогом, то для меня важнейшими событиями являются восстановление Никольского храма, уникального исторического памятника, и канонизация Святого Блаженного Павла Таганрогского с перенесением его мощей в Никольский храм.— Отец Александр, если можно, расскажите об этих событиях поподробней.
— В 1989 г. я получил указ от Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Ростовского и Новочеркасского (ныне Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины), быть настоятелем таганрогского Свято-Никольского храма. Чувства у меня тогда были смешанные. Таганрогская молодёжь, возможно, думает, что Никольский храм всегда оставался таким, как сейчас. Тогда же, в конце 80-х — начале 90-х, это были четыре стены без крыши и дверей, с развороченными оконными проёмами, стоящие на территории, огороженной забором и заваленной мусором. Не было ни нынешней колокольни, ни второго здания с золотым куполом, а были лишь руины, в очертаниях которых с трудом можно было угадать величественные контуры былого храма. Многие священники до меня просили Владыку отправлять их куда угодно, только не на эти развалины.Но с Божией помощью всё возможно. Господь управил так, что появились и единомышленники, среди которых были руководители городских предприятий, пришли просто состоятельные люди, готовые помочь возродить храм… и работа пошла. Паралелльно с этим я собирал сведения о Блаженном Павле Таганрогском. Его почитала вся наша семья, первые рассказы о жизни старца я услышал от своих родителей. Собрать достоверные сведения о подвижнической жизни Блаженного Павла было делом непростым. Вопрос о его канонизации поднимался ещё до революции, но после событий 1917 года, как мы прекрасно знаем, Церковь оказалась в условиях, которые заставили надолго отложить эту тему. С другой стороны, на Блаженного Павла было умышленно вылито множество грязи. Наши таганрожские горе-писатели, отрабатывая заказ воинствующей атеистической власти, сочиняли такие бредовые росказни, которые было просто противно читать. Но Бог им судья. Сейчас их имена, не то, что их пасквили, никто уже не помнит, а доброе имя нашего таганрогского святого известно уже даже далеко за пределами России.
В конце 90-х годов Владыкой Пантелеимоном, Архиепископом Ростовским и Новочеркасским, была создана епархиальная комиссия по канонизации Святого. В состав этой структуры был включён и я. Пришлось много работать, изучая массу материалов о прижизненных и посмертных чудесах Блаженного Павла. Отделять правду от вымысла, истинные события от фантазий не совсем духовно здоровых людей, и т.д. Результатом нашей работы и стал материал, который и был передан в Москву, в Синодальную Комиссию по канонизации святых.
Затем последовало распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Благословляется совершить акт канонизации», прославить Блаженного Павла Таганрогского в лике местночтимых Святых.- О. Александр, расскажите, пожалуйста, о событиях, связанных с самой канонизацией Блаженного Павла.
— Это был незабываемый день. Я не знаю, было ли в истории нашего города другое такое событие, в котором принимало участие столько людей. Тысячи таганрожцев и гостей со всех регионов юга России и Украины, сотни священнослужителей во главе с Владыкой, представители областной и городской администрации, казаки, городская интеллигенция… От храма Всех Святых на Старом городском кладбище, где покоились мощи Блаженного после их обретения, был совершён Крестный ход до Никольского храма. Мы с молитвенным пением пронесли мощи Блаженного Павла через всю историческую часть города, призывая на Таганрог Божие Благословение и заступничество нашего Святого. В Никольском храме прозвучала последняя панихида ещё по «рабу Божию Павлу», а затем и само прославление в лике Святых. Когда Владыка Пантелеимон зачитывал акт о канонизации Святого Блаженного Павла, вокруг солнца явилось яркое сияние в виде кольца. Это сияние продолжалось до самого окончания Богослужения и свидетелями этого, ещё одного чуда, стали тысячи людей, стоявших на площади перед храмом. Кто-то скажет, что это известное природное явление, не спорю. Однако чудо — это не всегда что-то выходящее за рамки законов природы. Чудом можно считать явление вполне естественное, если оно произошло именно в нужный момент. И то, что это сияние было ни за день, ни за два, ни через два часа после службы, а именно тогда, когда зачитывали акт канонизации, для меня бесспорно является чудом. Обилие чудес и сейчас проистекает от мощей Блаженного Павла, покоящихся в Никольском храме. Люди получают исцеления, разрешаются сложные жизненные ситуации, решаются иные проблемы. Казалось бы, что чудесного в том, что человек болел и выздоровел? — чудо в том, что он долго не выздоравливал, и получил исцеление, обратившись с молитвою ко Блаженному Павлу.— В 2009 году Вам было присвоено звание почётного гражданина Таганрога, как Вы относитесь к этой награде?
— Прежде всего, я расцениваю её не как свою личную заслугу, а как признание горожанами всех тех добрых дел, которые сделала Церковь в Таганроге. На тот момент я был благочинным Таганрогского округа, и я всегда старался, чтобы наше благочиние было укомплектовано образованными, энергичными, деятельными священниками. Начало служения почти всех наиболее известных в округе священников так или иначе связано с Никольским храмом. Ещё служа здесь, они генерировали идеи, которые успешно воплощают в жизнь, уже сами став настоятелями.

— А не жалеете ли, что состояние здоровья заставило Вас уйти с должности благочинного?
— Для меня, как для священника, такой вопрос немного странен. Мы ведь служим не за чины и должности, а на благо Церкви. Я не случайно сказал в самом начале, что Церковь стремительно развивается, возникают новые направления работы, которые кто-то должен курировать и отвечать за результат. Если в своё время (до середины 1990-х) в состав нашего благочиния входили ещё Матвеево-Курганский и Куйбышевский районы, то теперь они выросли в самостоятельные округа со своими благочинными. И это развитие не останавливается. У нас сейчас и трёх дней не проходит без какого-либо значимого мероприятия, и чтобы руководить этим процессом нужен человек хорошо образованный, энергичный и физически крепкий. Времена, когда деятельность священника заключалось лишь в том, чтобы два раза в неделю совершить Богослужение, ушли безвозвратно. Успевать на все мероприятия, которые сейчас проходят с участием благочинного — это ещё и тяжёлый физический труд, не говоря о высоком интеллектуальном напряжении. Поэтому то, что нести эту ношу согласился о. Тимофей Фетисов — я считаю очень полезным для нашего Благочиния. Когда встал вопрос: «Кому вы готовы передать свои полномочия» — я, не задумываясь, ответил, — «Отцу Тимофею».
Надеюсь, это послужит новым толчком для усиления голоса Церкви в современном обществе. — Спасибо большое, отец Александр, за интересную содержательную беседу и позвольте от лица всех читателей нашей газеты поздравить Вас с днём рождения и пожелать Вам счастья, крепкого здоровья, Помощи Божией в ваших трудах и ещё многих лет служения на благо Русской Православной Церкви!