РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ

Приходская жизнь


17 Мая, 2020

Спасение в миру

«Остаться в мире и желать спастись — это, … все равно, что стоять в огне и желать не сгореть». (с) свт. Игнатий Брянчанинов

«Сильные христиане спасаются в миру, а слабые – в монастыре». (с) архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Спасается тот, кто, во-первых, увидит свои грехи; во-вторых, увидит, что я при всем желании победить это, к сожалению, не могу, не хватает сил; в третьих, искренне раскается в этом перед Богом:”Господи, помилуй, Господи, помоги”» А.И. Осипов

Отец Георгий поздравил всех нас с открытием храмов и зачитал письмо, подсказавшее тему нашего Чая. Так как все-таки спасаться нам, мирянам? Уйти в монастырь или остаться в миру, применяя к себе, своей семье аскетические правила монашеской жизни: молитвенных правил, постов, послушаний и т.п.
Как и где найти золотую середину? Как подобрать ключик к решению этого тонкого вопроса, каких ошибок лучше избегать – помог нам понять во время воскресного Чая отец Георгий. Смотрите наш видео-Чай, читайте в статье тайминг-конспект и утешайтесь оптимистичным взглядом отца Георгия и А.И. Осипова на вопрос о спасении в миру

Вопрос из письма:

«Часто о спасении пишут преподобные — монахи, а есть ли в Святые Отцы — миряне, которые писали о спасении в миру? Как вообще достичь обожения в миру?
Реально ли это? И что для этого надо делать?

Мне кажется что монахи и священники не совсем понимают мирян поэтому хотелось бы найти такие труды, которые были бы написаны именно Святыми мирянами для мирян о главной цели их бытия — спасении. Можете порекомендовать список этих трудов? Желательно чтобы о спасении в миру мирянам писали древние Святые, но если их нет, то пожалуйста приведите имеющиеся… Большое спасибо!

Часто сталкивался с такой проблемой… Мирские люди поначитаются святоотеческой монашеской литературы о спасении и начинают пытаться реализовать эти монашеские правила — подвиги в миру… Появляются проблемы в семье, работе, дружбе… Дети страдают и в итоге превращаются в атеистов…

И почему вообще в Православии мирянам дают читать литературу монашескую? Зачем? Чтобы они поняли, что спастись им в миру не возможно? Разве священство, монашество, мирские люди — не разные пути к Богу? Или миряне могут спастись в миру только через мученичество, юродство, миссию?

А как достигнуть в миру именно мирянину праведности? Почему так много святых именно священников и монахов? Неужели священникам и монахам легче спастись чем простым мирянам?

Тайминг беседы «Спасение в миру»

  • 00:00:00 – Вопрос из письма
  • 00:01:30 – Для чего в православии дают читать монашескую литературу. Монашество – спецназ Церкви 
  • 00:07:15 – Риски реализации монашеских практик и подвигов в миру
  • 00:09:50 – Историческая смена общественных устроений христианской жизни. Античное христианство и многообразие религиозных практик, средневековье, обязательность государственной религии, ликвидация свободы совести, формальность религиозных практик для большинства населения, современный этап дехристианизации, секуляризации общества, появление свободы совести, ренессанс религиозной жизни 1990-х, доступность монашеской литературы, малое количество священников, духовников, перегибы по отношению к светской жизни, плачевные итоги…
  • 00:29:45 – ситуация с подготовкой мирян к Причастию, невозможность мирянам выполнять монастырскую подготовку к Причастию («вычитывание» 3-х канонов + Последования ко Священному Причащению+ трехдневный пост). Как итог, невозможность частого причащения и искаженное понимание своего достоинства принять Причастие.
  • 00:33:40 – Документ «Об участии верных в Евхаристии» позволяет нам готовиться к Причастию посильным способом и причащаться часто. В настоящее время мирянам достаточно чтения «Последования ко Святому Причащению» и соблюдения текущих постов по средам, пятницам и многодневных (без специального трёхдневного).

Документ «Об участии верных в Евхаристии»


  • 00:42:00 – «Все доброе – наше». Христианин не должен бояться ничего из окружающего мира, что может быть направлено на добро, в том числе достижений современных технологий в медицине, образовании, психологии, коммуникациях и т.д.
  • 00:43:34 – Нет однозначных конкретных рекомендации о том, что благочестиво, а что нет, и не может быть потому, что наша окружающая среда и общество радикально изменились.
  • 00:43:45 – о елейной «картинке» благочестивой жизни :), дело рук «православных дел мастера».
  • 00:44:50 – отец Георгий рекомендует почитать Ивана Шмелева, чтобы ощутить атмосферу жизни православной семьи первой половины XX века. Эти произведения называют «энциклопедией православной веры, жизни семьи православной» . И очень полезно будет их сравнить с нашими современными реалиями. Попытка повторить эту практику сейчас равнозначна игре в историческую реконструкцию.

Об Иване Шмелеве и его книгах.

  • 00:46:20 – современных христиан можно назвать первопроходцами. Мы сейчас пытаемся понять, как же человеку в современном секулярном мире быть христианином. Как нам жить в непонятном современном «бульоне».
  • 00:48:10 – «Публично высказывать протест, громить гостиничные номера - легко! Гораздо сложнее БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ — ВОТ ЭТО НАСТОЯЩЕЕ БУНТАРСТВО!« (с) Элис Купер
  • 00:50:00 – Не все так уж плохо в нашем мире сейчас. Не все катится в ад !?Гуманизация, цифровизация, декриминализация… и возможность иногда прогуляться безопасно.
  • 00:51:40 – отец Георгий рекомендует к прочтению 

Для занятий аскетикой

Но не стоит копировать монашеский образ жизни, если не стоит задача побыстрей окончить свои дни от истощения. Духовное делание должно развиваться постепенно.

Для психологической самопомощи


Для общего духовного развития
  • Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В, Гоголь, И.А. Гончаров, М.Ю. Лермонтов, А.С, Пушкин, Ч.Диккенс

Классическая художественная литература как прививка от современной пошлости

  • 00:58:10 – история от Серафима Роуза о том, что чего может довести совершение молитвы на балконе в окружении бездуховных соседей 
  • 01:00:00 – концепция Карнавала, карнавальной культуры по Бахтину, как возможности выпустить пар, повеселиться, а также не сойти с ума и не сломаться 
  • 01:02:40 – Вопрос: Можно ли включать чтение 3-х канонов в вечернее правило, чтобы их чтение стало распределенным во времени и посильным тем, кто чувствует, что нуждается в них? О том, что чтение молитв на русском языке помогает избегать усталости в силу того, что становится очень понятным смысл произносимых слов.
  • 01:10:20 – Вопрос: О положительном влиянии поста на практику молитвы.
  • 01:12:35 – Вопрос: Должен ли, призван ли христианин практиковать свободу и как это делать в миру?
  • 01:18:15 – Вопрос: О притче о юноше и Христе? Намерение последовать за Христом требует огромной внутренней свободы, т.к. человек становится уязвимым перед внешним миром. Как совершить этот «квантовый скачок»?
  • 01:22:30 – Вопрос: Где границы допустимого при погружении в «карнавал»? Кто определит границы допустимого, например, при походе влюбленных в кино на последний сеанс, да ещё и на последний ряд? 
  • 01:26:20 – Вопрос: Не лишаем ли мы свободы совести, свободы вероисповедания, когда крестим детей и не даём им самим осознанно принять Христа, самим захотеть этого?
  • 01:36:30 – Вопрос: Со всеми в мире мы жить не можем. Иногда люди не хотят с тобой мириться. А вы готовитесь подойти к чаше Причастия…Что делать?

Спасение в миру или в монастыре? А.И.Осипов

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies