РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ
Заказ экскурсий и трапезы +7(988)562-88-20
Приходская жизнь
«Остаться в мире и желать спастись — это, … все равно, что стоять в огне и желать не сгореть». (с) свт. Игнатий Брянчанинов
«Сильные христиане спасаются в миру, а слабые – в монастыре». (с) архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
«Спасается тот, кто, во-первых, увидит свои грехи; во-вторых, увидит, что я при всем желании победить это, к сожалению, не могу, не хватает сил; в третьих, искренне раскается в этом перед Богом:”Господи, помилуй, Господи, помоги”» А.И. Осипов
Отец Георгий поздравил всех нас с открытием храмов и зачитал письмо, подсказавшее тему нашего Чая. Так как все-таки спасаться нам, мирянам? Уйти в монастырь или остаться в миру, применяя к себе, своей семье аскетические правила монашеской жизни: молитвенных правил, постов, послушаний и т.п.
Как и где найти золотую середину? Как подобрать ключик к решению этого тонкого вопроса, каких ошибок лучше избегать – помог нам понять во время воскресного Чая отец Георгий. Смотрите наш видео-Чай, читайте в статье тайминг-конспект и утешайтесь оптимистичным взглядом отца Георгия и А.И. Осипова на вопрос о спасении в миру
Вопрос из письма:
«Часто о спасении пишут преподобные — монахи, а есть ли в Святые Отцы — миряне, которые писали о спасении в миру? Как вообще достичь обожения в миру?
Реально ли это? И что для этого надо делать?
Мне кажется что монахи и священники не совсем понимают мирян поэтому хотелось бы найти такие труды, которые были бы написаны именно Святыми мирянами для мирян о главной цели их бытия — спасении. Можете порекомендовать список этих трудов? Желательно чтобы о спасении в миру мирянам писали древние Святые, но если их нет, то пожалуйста приведите имеющиеся… Большое спасибо!
Часто сталкивался с такой проблемой… Мирские люди поначитаются святоотеческой монашеской литературы о спасении и начинают пытаться реализовать эти монашеские правила — подвиги в миру… Появляются проблемы в семье, работе, дружбе… Дети страдают и в итоге превращаются в атеистов…
И почему вообще в Православии мирянам дают читать литературу монашескую? Зачем? Чтобы они поняли, что спастись им в миру не возможно? Разве священство, монашество, мирские люди — не разные пути к Богу? Или миряне могут спастись в миру только через мученичество, юродство, миссию?
А как достигнуть в миру именно мирянину праведности? Почему так много святых именно священников и монахов? Неужели священникам и монахам легче спастись чем простым мирянам?
Тайминг беседы «Спасение в миру»
- 00:00:00 – Вопрос из письма
- 00:01:30 – Для чего в православии дают читать монашескую литературу. Монашество – спецназ Церкви
- 00:07:15 – Риски реализации монашеских практик и подвигов в миру
- 00:09:50 – Историческая смена общественных устроений христианской жизни. Античное христианство и многообразие религиозных практик, средневековье, обязательность государственной религии, ликвидация свободы совести, формальность религиозных практик для большинства населения, современный этап дехристианизации, секуляризации общества, появление свободы совести, ренессанс религиозной жизни 1990-х, доступность монашеской литературы, малое количество священников, духовников, перегибы по отношению к светской жизни, плачевные итоги…
- 00:29:45 – ситуация с подготовкой мирян к Причастию, невозможность мирянам выполнять монастырскую подготовку к Причастию («вычитывание» 3-х канонов + Последования ко Священному Причащению+ трехдневный пост). Как итог, невозможность частого причащения и искаженное понимание своего достоинства принять Причастие.
- 00:33:40 – Документ «Об участии верных в Евхаристии» позволяет нам готовиться к Причастию посильным способом и причащаться часто. В настоящее время мирянам достаточно чтения «Последования ко Святому Причащению» и соблюдения текущих постов по средам, пятницам и многодневных (без специального трёхдневного).
Документ «Об участии верных в Евхаристии»
- 00:42:00 – «Все доброе – наше». Христианин не должен бояться ничего из окружающего мира, что может быть направлено на добро, в том числе достижений современных технологий в медицине, образовании, психологии, коммуникациях и т.д.
- 00:43:34 – Нет однозначных конкретных рекомендации о том, что благочестиво, а что нет, и не может быть потому, что наша окружающая среда и общество радикально изменились.
- 00:43:45 – о елейной «картинке» благочестивой жизни :), дело рук «православных дел мастера».
- 00:44:50 – отец Георгий рекомендует почитать Ивана Шмелева, чтобы ощутить атмосферу жизни православной семьи первой половины XX века. Эти произведения называют «энциклопедией православной веры, жизни семьи православной» . И очень полезно будет их сравнить с нашими современными реалиями. Попытка повторить эту практику сейчас равнозначна игре в историческую реконструкцию.
Об Иване Шмелеве и его книгах.
- 00:46:20 – современных христиан можно назвать первопроходцами. Мы сейчас пытаемся понять, как же человеку в современном секулярном мире быть христианином. Как нам жить в непонятном современном «бульоне».
- 00:48:10 – «Публично высказывать протест, громить гостиничные номера - легко! Гораздо сложнее БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ — ВОТ ЭТО НАСТОЯЩЕЕ БУНТАРСТВО!« (с) Элис Купер
- 00:50:00 – Не все так уж плохо в нашем мире сейчас. Не все катится в ад !?Гуманизация, цифровизация, декриминализация… и возможность иногда прогуляться безопасно.
- 00:51:40 – отец Георгий рекомендует к прочтению
Для занятий аскетикой
Но не стоит копировать монашеский образ жизни, если не стоит задача побыстрей окончить свои дни от истощения. Духовное делание должно развиваться постепенно.
Для общего духовного развития
- Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В, Гоголь, И.А. Гончаров, М.Ю. Лермонтов, А.С, Пушкин, Ч.Диккенс
Классическая художественная литература как прививка от современной пошлости
- 00:58:10 – история от Серафима Роуза о том, что чего может довести совершение молитвы на балконе в окружении бездуховных соседей
- 01:00:00 – концепция Карнавала, карнавальной культуры по Бахтину, как возможности выпустить пар, повеселиться, а также не сойти с ума и не сломаться
- 01:02:40 – Вопрос: Можно ли включать чтение 3-х канонов в вечернее правило, чтобы их чтение стало распределенным во времени и посильным тем, кто чувствует, что нуждается в них? О том, что чтение молитв на русском языке помогает избегать усталости в силу того, что становится очень понятным смысл произносимых слов.
- 01:10:20 – Вопрос: О положительном влиянии поста на практику молитвы.
- 01:12:35 – Вопрос: Должен ли, призван ли христианин практиковать свободу и как это делать в миру?
- 01:18:15 – Вопрос: О притче о юноше и Христе? Намерение последовать за Христом требует огромной внутренней свободы, т.к. человек становится уязвимым перед внешним миром. Как совершить этот «квантовый скачок»?
- 01:22:30 – Вопрос: Где границы допустимого при погружении в «карнавал»? Кто определит границы допустимого, например, при походе влюбленных в кино на последний сеанс, да ещё и на последний ряд?
- 01:26:20 – Вопрос: Не лишаем ли мы свободы совести, свободы вероисповедания, когда крестим детей и не даём им самим осознанно принять Христа, самим захотеть этого?
- 01:36:30 – Вопрос: Со всеми в мире мы жить не можем. Иногда люди не хотят с тобой мириться. А вы готовитесь подойти к чаше Причастия…Что делать?
Спасение в миру или в монастыре? А.И.Осипов