РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ
Заказ экскурсий и трапезы +7(988)562-88-20
Приходская жизнь
На эту печальную и многогранную тему беседовал с нами отец Георгий Канча. Он рассказал нам:
- об исторических, антропологических, социальных и ритуальных сторонах смерти;
- особенностях ее восприятия в язычестве, атеистическом обществе, и, конечно, же в христианстве;
- порекомендовал хорошие источники информации по теме;
- ответил на множество вопросов, в том числе, о предсмертных страданиях, эвтаназии, кремации, мытарствах, нетлении мощей святых и мн. др.;
- начал настолько издалека отвечать нам на вопрос о допустимости спиртных напитков на могиле христианина, что обратно к нему вернуться мы так и не успели;
- предрек востребованность формата death-кафе в современном обществе;
- вместе с нами подивился прозорливости в формате «листа А4 с обеих сторон мелким шрифтом» монашествующих в некоторых вопросах мирской жизни :))
Константин Савицкий. Панихида в 9-й день на кладбище. 1885
Смерть и успение
Смерть может восприниматься человеком чисто пассивно, как нечто, что приходит ко мне и делает что-то со мною. А я, человек, есть просто пассивный материал, которым питается смерть. Она меня пожирает, а я Это претерпеваю. Это страшно, это печально, это смерть.
Церковный язык знает, что у слова смерть есть антоним, слово противоположное по своему смыслу. Антонимом слова «смерть» есть слово «успение». Это два радикально разных исхода из человеческой жизни. И Христос говорит: «Верующий в меня не увидит смерти вовек». «Успение» – в этом слове мы слышим успех, спелость, не только сон. Так вот как человек будет относится к своей смерти?
Церковный язык знает, что у слова смерть есть антоним, слово противоположное по своему смыслу. Антонимом слова «смерть» есть слово «успение». Это два радикально разных исхода из человеческой жизни. И Христос говорит: «Верующий в меня не увидит смерти вовек». «Успение» – в этом слове мы слышим успех, спелость, не только сон. Так вот как человек будет относится к своей смерти?
Опыт смерти есть часть опыта жизни
Христианин призван к пониманию того, что опыт смерти есть часть опыта жизни. Моя смерть есть последнее действие на земле. Не есть только то, что со мной происходит и то, что я пассивно претерпеваю. Опыт моей смерти – это последний опыт моего земного действия! И то, каким будет это действие, очень во многом, конечно, определяется предшествующим моим жизненным путём.
Самое главное не в этом. Самое главное в том, что от того каким будет это последнее действие во многом зависит то, какой будет моя будущая жизнь. Как говорит Христос: «В чём застану, в том и сужу». Человек должен научиться умирать, должен научиться действовать в пространстве смерти.
Святитель Григорий Богослов однажды об этом сказал: «Давайте Богу принесём как дар то, все равно будет отнято от нас – нашу жизнь и нашу смерть». Это он говорит в слове, в котором призывает к мученическому стоянию за Православие.
В конце концов мысль Григория Богослова такова.
«Если каждый из нас смертен, если так или иначе мы будем лишены нашей жизни, и неважно, руками палачей или просто в силу некоей болезни, то не лучше ли нам, вместо того, чтобы просто пассивно ждать, когда эта смерть придёт и овладеет нами, в случае, когда мы можем ценою нашей смерти сохранить чистоту своей души.
Не лучше ли нам в таком случае, не отрекаясь от Христа, не отрекаясь от Православия смело возвещать Истину в лицо государственным властям, которые вновь и вновь отрекаются от истинного Христа и от истинного Бога, почитаемого в Троице.
И как дар нашей воли принести Богу и Творцу итог нашей жизни.»
Человек может по-разному умирать. Он может умирать, оглядываясь в прошлое с сожалением, он может с ужасом всматриваться в грядущее и во времена своей жизни. Он может с проклятием, с осуждением, с сожалением о том, что он уходит…
А может иначе, может сказать: «Ты прав, что так судил, прими, Господи, меня с миром, такова Твоя воля. Вот эту кровь, эту мою смерть я приношу тебе, Господи, как мой последний дар».
(с) Протодиакон Андрей Кураев
Самое главное не в этом. Самое главное в том, что от того каким будет это последнее действие во многом зависит то, какой будет моя будущая жизнь. Как говорит Христос: «В чём застану, в том и сужу». Человек должен научиться умирать, должен научиться действовать в пространстве смерти.
Святитель Григорий Богослов однажды об этом сказал: «Давайте Богу принесём как дар то, все равно будет отнято от нас – нашу жизнь и нашу смерть». Это он говорит в слове, в котором призывает к мученическому стоянию за Православие.
В конце концов мысль Григория Богослова такова.
«Если каждый из нас смертен, если так или иначе мы будем лишены нашей жизни, и неважно, руками палачей или просто в силу некоей болезни, то не лучше ли нам, вместо того, чтобы просто пассивно ждать, когда эта смерть придёт и овладеет нами, в случае, когда мы можем ценою нашей смерти сохранить чистоту своей души.
Не лучше ли нам в таком случае, не отрекаясь от Христа, не отрекаясь от Православия смело возвещать Истину в лицо государственным властям, которые вновь и вновь отрекаются от истинного Христа и от истинного Бога, почитаемого в Троице.
И как дар нашей воли принести Богу и Творцу итог нашей жизни.»
Человек может по-разному умирать. Он может умирать, оглядываясь в прошлое с сожалением, он может с ужасом всматриваться в грядущее и во времена своей жизни. Он может с проклятием, с осуждением, с сожалением о том, что он уходит…
А может иначе, может сказать: «Ты прав, что так судил, прими, Господи, меня с миром, такова Твоя воля. Вот эту кровь, эту мою смерть я приношу тебе, Господи, как мой последний дар».
(с) Протодиакон Андрей Кураев
Список источников