РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ

Приходская жизнь


22 декабря, 2019

О молитве

«Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́». (Пс. 50, 17)

Молитва — это встреча с Богом Живым. Поэтому жизнь христианина и молитва совершенно нераздельны. Однако встреча с Богом в молитве у нас происходит не всегда. Очень важно знать основные рекомендации по совершению молитвы в Православии, чтобы правильно обращаться к Богу и не нанести вред своей душе.
Именно это мы осмысляли с помощью отца Алексея Сотруты . Теперь осталось применять всё это в своей жизни.

К нашей Чайной беседе в очередной раз присоединились друзья Никольского прихода — на этот раз из города-героя Одессы!

Конечно невозможно за один раз исчерпывающе рассмотреть все стороны этой глубокой темы и мы будем обращаться к ней ещё не раз. Представим ниже ответы наших батюшек на некоторые вопросы по православной молитвенной практике.

Отец Алексей отметил, что сущность ответов на наши многочисленные вопросы о молитве кроется в правильном понимании смысла молитвы и молитвенного правила.

В связи с этим батюшка рассказал нам о притче из проповеди архимандрита Павла (Груздева) про трёх рыбаков «Трое вас и трое нас. Господи, помилуй нас!» и объяснил, что главное в молитве не вычитывание конкретного объема текста, а искренность нашего обращения к Богу и чистота сердца 

Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Сила молитвы- не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха. Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

Молитву можно понимать в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу («Катехизис» митрополита Московского Филарета (Дроздова))
  • В широком смысле молитва – это религиозно-нравственное душевное состояние, в смысле постоянного сердечного и благоговейного памятования о Боге, упования или надежды на Него во всех случаях жизни. В таком именно смысле может быть понята и заповедь святого апостола Павла о непрестанной молитве.

Вопросы о молитвах

1. Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило? В молитвослове на утренние молитвы приходится 14 листов, на вечерние чуть больше. Можно ли ограничиться основными молитвами, если душа просит молитвы, а времени чтобы выполнить все правило просто нет?

Можно всё, только в этом должна быть система. Например, вы сокращаете правило до тех молитв, которые особо откликаются в вашем сердце, но тогда уж стараетесь выполнять неукоснительно. Можно молиться и своими словами, но по времени. Чтобы не слишком сокращать.

2. Как-то при мне рядовых православных прихожан упрекнули в том, что в их жизни нет «мистического», т.е. какого-то особенного, живого опыта, ощущения связи с Богом. Может ли такой опыт возникнуть именно в молитве? И должен ли человек к этому стремиться?

В Древней Церкви была поговорка «Дай кровь и прими Дух». Кто хочет мистики, должен следовать.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам

«Святые Отцы Восточной Церкви приводят читателя своего к разсматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя.
Они сперва научают обуздывать нечистыя стремления нашего тела, соделывать его легким, способным к духовной деятельности; потом обращаются к уму, выправляют его образ мыслей, его разум, очищая его от мыслей, усвоившихся нам по падении нашем, заменяя их мыслями обновленнаго естества человеческаго, живо изображеннаго в Евангелии.

С исправлением ума святые Отцы заботятся о исправлении сердца, о изменении его навыков и ощущений. Очистить сердце труднее, нежели очистить ум: ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко отбрасывает старую, легко усвояет себе новую; но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противуположным, это – труд, это усильная продолжительная работа, это – борьба неимоверная.
Лютость этой борьбы Отцы выражают так: “дай кровь и прими дух”. Значит: надо умертвить все греховныя пожелания плоти и крови, все движения ума и сердца, зависящия от плоти и крови. Надо ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа. Кровь и нервы приводятся в движение многими страстями: и гневом, и сребролюбием, и сластолюбием, и тщеславием. Последния две чрезвычайно разгорячают кровь в подвижниках, незаконно подвизающихся, соделывают их изступленными фанатиками.
Тщеславие стремится преждевременно к духовным состояниям, к которым человек еще неспособен по нечистоте своей, за недостижением истины – сочиняет себе мечты. А сладострастие, присоединяя свое действие к действию тщеславия, производит в сердце обольстительныя, ложныя утешения, наслаждения и упоения. Такое состояние есть состояние самообольщения».

В молитве нельзя искать особенных ощущений, умиления, представлять себе какие-либо зрительные образы и т.п.!

Надо не искать мистического опыта, а просить Бога с покаянным чувством прощения грехов. Иначе дьявол уловит нас в процессе молитвы, сыграет на нашей гордости. Тогда может прийти помысел «Вот какой я молодец» и вы — в сетях прелести.
В православии прелесть – это самообольщение, духовная болезнь, которая проявляется в том, что человеку кажется, будто он достиг определенных духовных высот, вплоть до святости.

3. Как относиться к тому, если во время молитвы появляются слезы? Это хороший признак или наоборот?

К этому вопросу есть два подхода.
Первый подход. Слезы во время молитвы – знамение милости Божией.
Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат строки:

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Бывает так. Человек повторяет слова молитв, -может быть, знакомые с детства, — и вдруг чувствует, как наступает какое-то просветление, облегчение, появляются слезы. На церковном языке это состояние называется умилением. Это то состояние, которое даруется иногда человеку во время молитвы, когда он острее и сильнее, чем обычно, ощущает присутствие Божие. Это состояние духовное, когда благодать Божия непосредственно касается нашего сердца. Это может испытать на себе каждый человек.

По словам святого Исаака Сирина, «слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в своем покаянии, – признак того, что молитва принята и слезами начала входить в поле чистоты»

Второй подход. Слезы во время молитвы могут быть ложными и признаком прелести.

Преподобный Иоанн Лествичник «Лествица», Слово 7. О радостотворном плаче:
32. Многие из отцов говорят, что значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, и что они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений.

Архимандрит Клеопа (Илие):
Существует несколько видов слез. Если у тебя есть слезы, вникни в то, какие из них благие, какие средние и какие от сатаны.

Схиархимандрит Иоаким (Парр):
– Как понять плач и слезы, которые приходят во время молитвы? От благодати ли они, от прелести, или они просто душевные?
Если кто-то из здесь присутствующих стяжал покаянный плач, я бы хотел встретиться с вами после беседы – мне нужно многому от вас научиться…Опасно искать дары Божии прежде, чем вы начнете искать Самого Бога. «Я хочу ходить по воде. Я хочу иметь мудрость. Я хочу иметь покаянные слезы. Я хочу быть святым» – центром всего этого опять выступает «я». Мы должны желать Бога – Он призовет нас ходить по воде. Мы должны желать Бога – и Он даст нам мудрость. Мы должны желать Бога – и Он дарует нам очищающие душу слезы покаяния, потому что центром нашей жизни стал Он. Не ищите десерта прежде ужина! Когда ты не любишь своего брата, но источаешь покаянные слезы, ты в прелести. Когда ты не можешь быть послушливым, но плачешь во время молитвы, ты в прелести. Когда ты не можешь заставить себя прийти в церковь, не можешь найти общего языка с ближними, постоянно ешь, спишь и ищешь удовольствий и одновременно готов ведра наполнить покаянными слезами, ты введен в заблуждение лукавым. Итак, покаянные слезы – это дар Божий. Это редкий дар, и причина, по которой он редкий, заключается в том, что редко люди живут так, что их жизнь всецело превращается в дар Богу. Слезы – это внутренняя радость, что ты был освобожден от самого себя.

4. Где граница когда молитва переходит в прошение недопустимого, ненужного человеку, не на пользу? Можно ли просить Бога о конкретном чем-то?

Просить у Бога земных благ в православной традиции как-то не принято. Любой христианин знает из Евангелия, что все эти блага Господь предоставляет людям, что называется, «по умолчанию»:
… не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. (Мф. 6:31)

Преподобный Исаак Сирин очень категорично говорит об этом:
«…Если кто попросит у царя немного навоза, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое неразумие, но и царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ».

Но… все равно ведь — просим. Каждый о своем. Одни по недомыслию. Других жизнь прижала так, что без Божьей помощи уже и не продохнуть. А третьи — в простоте душевной, не задумываясь особо над уместностью подобных просьб.

Существует мнение, что еЕсли человек не дорос в своем духовном развитии до молитв о смирении, терпении и любви к ближнему, то лучше уж пусть у него будет молитва о каких-то простых земных нуждах, чем никакой молитвы вообще. Ведь любое обращение к Богу — уже благо для человека, потому что понемногу приучает его жить в присутствии Божием. А без этого сознания ни о каком духовном росте даже и говорить не приходится.

Вот утешительные слова святителя Луки (Войно-Ясенецкого), сказанных им не для отшельников-аскетов, а для обычных мирян, которые, по немощи своей, все же выпрашивают «навоз у царя»:
«Всё то, чем живет человек, — все заботы, все скорби наши и страдания, наши нужды, даже самые малые, — составляют нашу духовную жизнь, ибо все наши переживания, все наши нужды кладут отпечаток на жизнь нашего духа. А если так, то они и в очах Божиих важны, ибо цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы стать чистым, святым.Значит, всё, что мешает жизни духа, что омрачает его, что отвлекает дух наш от пути добра, не может быть безразличным для Бога и Ангелов. Господь знает, как важны для нас все наши переживания, страдания и нужды, а потому обо всем Он заботится, ибо любовь Его к людям безмерна и безгранична.Знает Господь и хранит всё. Он знает, что наши жизненные нужды и наши скорби очень важны в духовной жизни нашей, поэтому ни одна из мелких нужд, ни одна из малых скорбей наших не может быть безразлична Богу.Оттого всегда просите Бога обо всем, что вам надо, не смущаясь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных своих нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам: с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией».

5. Зачем молиться словами других людей, читать молитвы из молитвослова?

Своими словами нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.

Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить.
Часто мы просим не того, что необходимо нам всегда, не духовного очищения, а разрешения конкретных житейских ситуаций, при этом, не зная Божий промысел о себе.

А когда же мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.
Еще есть такое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело?
Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть.

6. Допустимо ли молиться, например, Иисусовой молитвой, лежа в постели вечером, до тех пор пока не заснёшь или при бессоннице?

Когда вы переходите рубеж внимательной молитвы и начинаете просто уже в сонном состоянии шептать её слова, то смысл в такой молитве исчезает. В этом случае можно перейти от молитвы к к Богомыслию: благодарению Бога, размышлению о Боге, о том, что Он нас видит, наши мысли и поступки, что всё, что с нами происходит — даёт нам возможность к исправлению своей жизни, воспоминанию о Нём и обращению к Нему.

7. Иисусова молитва – возможна ли для мирян?
Существует такое мнение, даже и среди священнослужителей, богословов, что Иисусова молитва — только для монашествующих, что мирянина она обязательно приведёт в прелесть. Но есть и обратное мнение, что эту молитву может в течение дня творить обычный христианин.
Один из положительных смыслов чтения этой молитвы в том, что она не позволяет человеку «отвлечься» на вычитывание объема текста — вычитал, закрыл и побежал по делам. Здесь так не получится — Иисусова молитва короткая и каждое её слово по силам человеку произносить со внимаем и смыслом.

Риска прелести не будет, если мы четко понимаем у Кого и чего мы просим. Если мы не мечтаем, не представляем образов, не ищем мистических особенных ощущений, а просим Бога с покаянным чувством о прощение грехов. Тогда даже и слезы, вызванные сокрушением о своих страстях и грехах, не будут ложными.
Когда мы «как попало» молимся, то мы дьяволу не нужны, а когда мы становимся на путь совершенствования своей молитвы, усиления общения с Богом, то дьявол начинает активно нам противодействовать и самое легкое, на чём он нас ловит — это гордость.

Поскольку приступающие работать Господу могут подвергаться соблазнам, искушениям, риску впадения в прелесть, то при чтении Иисусовой молитвы мирянину, конечно, нужен опытный духовный наставник и собственная внимательность и осторожность.

В заключении Главный инженер Чайной беседы Михаил помыслил об изобретении специального электрического датчика, который бы контролировал наши помыслы и сигнализировал нам об опасности своевременно!

Отец Алексей в ответ посоветовал не «толстеть кожей», внимательно прислушиваться к своим мыслям и порывам, а также делать правильные выводы из тех неприятностей, а порой и горьких падений, в которых мы оказываемся. И искать причину не во внешнем «враждебном окружении», а в том, что мы поддались тем или иным искушениям и страстям и пробовать с ними разобраться.

Спасибо, отец Алексей, за такой важный для нас разговор и интересные примеры!

Список дополнительной литератуы

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies