РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ

Приходская жизнь


13 сентября, 2020

Христианство и идеологии

Консервативный чай с либеральными плюшками и беспристрастным батюшкой

Вот как надоест вам какой-нить умник, ну хуже пареной репы. Всех то он критикует, всё ему не так, предлагает жить не как привыкли, а иначе. Ну как его эдак обозвать, чтоб от всей души, чтоб с глаз долой и из сердца вон?!..

Аа, так он же «ли-бе-рал», кто ж ещё! Как много в этом слове для сердца нашего слилось! Хотя нет.., либералы, они же вроде за права и свободы… А этот изменений жаждет..
Хмм, наверное он тогда «модернист»!  Звучит не так скандально конечно, но за ругательство вполне сойдёт.
А может лучше «фундаменталист»? Ну неет, как-то слишком солидно выходит.
Или вот «алармисты» ещё есть какие-то! Это вообще о чём или о ком? Звучит эффектно, но совсем уж непонятно, никак не выразишь своих конкретных чувств такими-то словесами.
Ох, совсем запутали ругательства эти заморские.

Вот зато хорошего человека сразу понятно как называть! НАШИ люди ничего себе не надумывают, по пустякам не ропщут, блюдут старые добрые вечные непогрешимые прекрасные сакральные традиции, и вообще душа радуется на них глядючи, не то, что на этих неуёмных… Кто они такие? Ну конечно консерваторы! 

Друзья, кому необходима консультация специалистов по выбору крепкого, но справедливого словца для ваших хороших знакомых, то на нашем ближайшем Чае вам её окажут иерей Георгий Канча и давний друг нашего прихода Виталий Шляга!

Виталик, кстати, тему эту предложил и теперь за всю происходящую путаницу ответит сполна!
Ждём вас в счастливую 13-ю дату сентября в 12::00 под философским орехом Никольского подворья! 

Плюшки ваши , чай, кофе и другие колониальные продукты  — наши! Приходите пораньше, к 11:30, чтобы вынести столы и стулья.

P.S. Если кто интересуется, а при чем тут вообще Чай с батюшкой, так дело вот в чём. Прихожане тоже ведь могут иметь самое разное мироВОЗЗРЕНИЕ по отношению к нашим церковным делам и при этом оставаться друг другу братьями и сёстрами во Христе.
Интересуетесь как это может быть? — Приходите :))

«Современный мир полон старых христианских добродетелей, сошедших с ума.» (с) Г.К.Честертон

Предлагаем вам посмотреть видео Чая, в конце которого (кто досмотрит) отец Георгий обещал дать богословское объяснение невозможности женского священства (интрига-интрига!) 

Мы вместе с новыми и старыми собеседниками успели рассмотреть только соотношение христианства и политических идеологий, а про их «отражения» внутри Церкви поговорить то и не успели.
Тема оказалась несоразмерной тем двум часам, которые отец Георгий мог нам посвятить, поэтому ждем продолжения и раскрытия интриги! В нашем отчёте вы сможете воспользоваться тайм-кодами, а ещё познакомиться с откликом на беседу нашего давнего доброго собеседника Андрея Головина.

Тайм-коды беседы

00:00:00 — Знакомство. На этот раз у нас были новые участники: Станислав, Надежда, Александр, Иван, Татьяна и даже гость из Питера — Лидия! Благодаря им мы узнали, что несмотря ни какие катаклизмы есть место в 2020 г. и прекрасным событиям тоже.

ПОЗДРАВЛЯЕМ Алексея и Надежду с созданием семьи!!!

Лидия и Татьяна были крещены в Никольском храме ещё в советское время. Татьяну крестил 1 декабря 1960 г священник Василий Ящук, а уже 2 декабря у батюшки силой были изъяты ключи от храма и на долгие годы власти закрыли его по как раз таки идеологическим основаниям. Такая вот грустная история прямо по теме Чая..

00:05:20 — Представление темы Чая. Прежде чем вникать в тонкие материи повторим матчасть. Ведь в наших головах всегда происходит смешение разных представлений о том, как устроен мир и каким ему надлежит быть. И чтобы разобраться, что определяет наше отношение к окружающим событиям, людям и идеям, хорошо бы провести «археологию мировоззрения«.

ИДЕОЛОГИЯ (от греч. ῞ιδέα – идея, представление и λόγος – слово, учение) – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. Оно даёт мистическую сакральную картину мира и характеризуется признанием Бога как сверхъестественного мирового начала. Мистическое единство человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей.

ПРОСВЕЩЕНИЕ — особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. Отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Просвещение является естественным продолжением гуманизма как светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Важнейшее место в построении нового общества они отводили знаниям и идее прогресса.

ЛИБЕРАЛИЗМ — общественно-политическое течение, исторически развившееся из рационалистической и просветительской критики в 17–18 вв. и объединяющее сторонников парламентаризма, правовых свобод и свободного предпринимательства. Ценности либерализма:

Индивидуализм – в смысле «примата» морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались.
Эгалитаризм – в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности и отрицания значения для организации важнейших правовых и политических институтов общества любых «эмпирических» различий между ними (в плане происхождения, собственности, профессии, пола и т.д.).
Универсализм – в каждой культуре должно быть право требовать уважения достоинства и равенства, как они понимаются в своей исторической определенности.
Мелиоризм как утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов.


СОЦИАЛИЗМ — является историческим феноменом, возникшим в качестве реакции на социальные и экономические отношения становящегося капиталистического общества, особенно на реальности, вызванные промышленной революцией. Наибольший вклад в развитие социалистического мировоззрения внесли основатели марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс, а также их последователи. Более того, во 2-й пол. 19 и в 20 вв. марксизм стал мировоззренческой основой современного социализма, причем сами эти понятия зачастую использовались как синонимы. В марксистской пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей – коммунистической – общественной формации.


Составными элементами социализма предполагались:

  • коллективизм,
  • общественная собственность на средства производства,
  • солидарность и социальное равенство,
  • справедливость,
  • ликвидация классового разделения общества,
  •  отсутствие эксплуатации человека человеком и др.

КОНСЕРВАТИЗМ — идеологическое течение, для которого характерно стремление к стабилизации социальных процессов, предпочтение традиционных общественных институтов и неверие в прогресс как в единственно возможную форму развития человеческого общества. Консерватизм это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, направлена против любых попыток его разрушения, от кого бы они не исходили.

И главный вопрос для нас это — как эти мировоззрения соотносятся с христианством, органичны ли они ему или чужды?

00:11:45 — Христос — либерал или консерватор в историческом контексте своего времени ?

00:13:40 — отношение Христа к брачным отношениям, в частности, к разводу. Для Христа нет понятий развод, «не сошлись характерами», «кризис среднего возраста»..

00:21:00 — как Христос решает вопрос о наказании за прелюбодеяние. Причина сурового наказания женщины в Ветхозаветном мире в отсутствии феминизма предотвращении всеобщего насилия. Почему же Христос нарушает традиции?

00:44:30 — Христианство не консервативно и не либерально. Оно параллельно всему этому человеческому. И если уж человек слишком сильно упирает на консерватизм и либерализм, то он попадает в ситуацию, которую Клайв Льюис называет «христианство И». Это когда человек какую-то свою идею фикс, которая для него важна, пытается к христианству пристегнуть.

00:45:00 — Христианство и спорт? Это о чём?

00:49:50 — Как христианину принимать решения о поддержке той или иной политической силы на выборах. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан? Или не обязан? Ведь в каждой идеологии есть свои серьезные минусы.

Если ты не занимаешь гражданскую позицию,

то кто-то занимает её за тебя

00:56:55 — Почему из Средневековья, основанного на целостном принимаемом всеми религиозном мировоззрении, вырастают секулярные идеологии и движения? Свобода во Христе — важнейшая часть духовной жизни. Христианство не от мира сего, его нельзя упаковать в красивую внешнюю религиозную жизнь. Можно всю жизнь выполнять религиозные практики и пройти мимо Христа. И даже звание «помазанника Божьего» не освобождает от греха и ответственности за него.

01:08:41 — Отец Георгий — разрушитель легенд Просвещения о страдающем Средневековье. Все там было совсем не мрачно — и женщины могли командовать войсками, и инквизиция не так страшна как её малюют просвещенцы и социалисты. И вообще в это милое время все убивали всех, потому и крестовые походы не особо выдавались из всеобщего стиля жизни.

1:12:25 — Христианство все время торжествует и все время проигрывает. Христианство проигрывает, чтобы торжествовать.

1:14:00 — Если православные христиане спасутся, то что будет с остальным миром. Что значит, что Бог их будет судить «по закону совести»?

1:20:25 — Как научные конференции и хорошие доклады могут помешать попасть в рай:)

1:21:20 — Арнольд Шварцнегер как модель Христианства? 

1:24:10 — Все возможные «измы» – это попытка сделать человеку хорошо? Можно считать, что Христианство вбирает в себя все эти идеологические формы и необязательно выбирать какой-то способ, а главное познать первопричину решений?

Чаще всего человек избирает идеологию исходя из того, в значительной степени, ЧТО ему кажется. В то время как на самом деле каждая идеология несет в себе и положительные и отрицательные черты.

Христианин как христианин должен быть вне политики в том смысле, признавая, что:

  • каждый человек имеет право на свою политическую позицию,
  • нет никакой идеальной идеологии,
  • нужно бороться за свою позицию честно и добросовестно.

1:29:35 — Преимущество капитализма по сравнению с социализмом. Капитализм более трезво смотрит на ущербность человека и предусматривает ограничители его греховности в общественной и экономической жизни.

Можно быть по убеждениям кем угодно, но нельзя дегуманизировать оппонентов. Неотмирность Христианства должна нас тормозить, чтобы не впадать в яростную борьбу с «противниками»

1:33:25 — Пример феминизма как христианских добродетелей, «сошедших с ума».

1:37:07 — Вопрос о рамках христианства, плавно перешедший в кулуарные обсуждения.

1:44:30 — Отец Георгий делает попытку уйти по очень важным делам. Но ещё целых 9 минут ему это не удаётся осуществить.

1:45:25 — Итоги обсуждения. Мы успели поговорить о общем понимании различных идеологий и нашего к ним отношения как христиан. На следующий Чай остаётся тема нынешнего состояние церковного либерализма и консерватизма, их взаимодействие, регулярно приводящее к накалу эмоций.

1:47:35 — Это страшное слово «пакет». За любой идеологией идет следом целый пакет практических шагов и изменений. НО не всегда это пакет известен заранее и очень хочется избежать неприятных сюрпризов.

1:49:15 — Вопрос о женском священстве и мужском сексизме разногласии по этому вопросу.

Отзыв Андрея Головина по теме Чая

С удовольствием посмотрел запись чая с о. Георгием, и мне прям сильно понравилось) Там целый калейдоскоп тем, и все их можно живо и бодро обсуждать.
Единственно, что сильно зацепило и кажется мне заблуждением, это теза о том, что христианство вмещает в себя все социализмы-коммунизмы и прочие «измы».

Это не так. Христос не предлагает никаких измов, Он даёт каждому идею и путь для (подчеркну) личного спасения. Всё остальное для идеи христианства или вторично, или вообще не важно. Ведь «кесарю кесарево…»

Парадоксально, но в этом случае, большее не может вместить в себя меньшее по своей природе.
Это, например, как Солнце, которое по размерам намного больше всех планет системы и того, что на них, но если попытаться вместить это всё это богатство внутрь Солнца, то оно (это богатство) моментально распадётся на элементарные частицы.

Но вот сами планеты и всё что на них, вмещают в себя часть Солнца и его энергии, и даже прост-напросто не могут без неё существовать.

…а да, там ещё про то что каждый капитализм-социализм хотел всем людям хорошего). Ну это в плане юмора — ни у Адама Смита, ни тем паче у Маркса нет ничего о том, что всем будет хорошо. В капитализме плохо будет эксплуатируемым, а в социализме эксплуататорам)

Огромное всем спасибо за тему и особенно за манеру её ведения)) Очень удачно получается вовлечённость участников, за счёт неформального живого общения. И хотя тема получается «ветвистой» как древо жизни, но это всё компенсируется именно живым общением.

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies