![Logo](https://cdn-ru.bitrix24.ru/b26101200/landing/feb/febaafb5c826deac69aa81798ee771c5/logo_100kh100_1x.png)
РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ
Приходская жизнь
Консервативный чай с либеральными плюшками и беспристрастным батюшкой
Вот как надоест вам какой-нить умник, ну хуже пареной репы. Всех то он критикует, всё ему не так, предлагает жить не как привыкли, а иначе. Ну как его эдак обозвать, чтоб от всей души, чтоб с глаз долой и из сердца вон?!..
Аа, так он же «ли-бе-рал», кто ж ещё! Как много в этом слове для сердца нашего слилось! Хотя нет.., либералы, они же вроде за права и свободы… А этот изменений жаждет..
Хмм, наверное он тогда «модернист»! Звучит не так скандально конечно, но за ругательство вполне сойдёт.
А может лучше «фундаменталист»? Ну неет, как-то слишком солидно выходит.
Или вот «алармисты» ещё есть какие-то! Это вообще о чём или о ком? Звучит эффектно, но совсем уж непонятно, никак не выразишь своих конкретных чувств такими-то словесами.
Ох, совсем запутали ругательства эти заморские.
![](https://cdn-ru.bitrix24.ru/b26101200/landing/e9d/e9d32d7d69b5ea324ca5f2d90502398d/0016_1x.jpeg)
Друзья, кому необходима консультация специалистов по выбору крепкого, но справедливого словца для ваших хороших знакомых, то на нашем ближайшем Чае вам её окажут иерей Георгий Канча и давний друг нашего прихода Виталий Шляга!
Виталик, кстати, тему эту предложил и теперь за всю происходящую путаницу ответит сполна!
Ждём вас в счастливую 13-ю дату сентября в 12::00 под философским орехом Никольского подворья!
P.S. Если кто интересуется, а при чем тут вообще Чай с батюшкой, так дело вот в чём. Прихожане тоже ведь могут иметь самое разное мироВОЗЗРЕНИЕ по отношению к нашим церковным делам и при этом оставаться друг другу братьями и сёстрами во Христе.
Интересуетесь как это может быть? — Приходите :))
«Современный мир полон старых христианских добродетелей, сошедших с ума.» (с) Г.К.Честертон
Мы вместе с новыми и старыми собеседниками успели рассмотреть только соотношение христианства и политических идеологий, а про их «отражения» внутри Церкви поговорить то и не успели.
Тема оказалась несоразмерной тем двум часам, которые отец Георгий мог нам посвятить, поэтому ждем продолжения и раскрытия интриги! В нашем отчёте вы сможете воспользоваться тайм-кодами, а ещё познакомиться с откликом на беседу нашего давнего доброго собеседника Андрея Головина.
00:00:00 — Знакомство. На этот раз у нас были новые участники: Станислав, Надежда, Александр, Иван, Татьяна и даже гость из Питера — Лидия! Благодаря им мы узнали, что несмотря ни какие катаклизмы есть место в 2020 г. и прекрасным событиям тоже.
ПОЗДРАВЛЯЕМ Алексея и Надежду с созданием семьи!!!
Лидия и Татьяна были крещены в Никольском храме ещё в советское время. Татьяну крестил 1 декабря 1960 г священник Василий Ящук, а уже 2 декабря у батюшки силой были изъяты ключи от храма и на долгие годы власти закрыли его по как раз таки идеологическим основаниям. Такая вот грустная история прямо по теме Чая..
00:05:20 — Представление темы Чая. Прежде чем вникать в тонкие материи повторим матчасть. Ведь в наших головах всегда происходит смешение разных представлений о том, как устроен мир и каким ему надлежит быть. И чтобы разобраться, что определяет наше отношение к окружающим событиям, людям и идеям, хорошо бы провести «археологию мировоззрения«.
ИДЕОЛОГИЯ (от греч. ῞ιδέα – идея, представление и λόγος – слово, учение) – система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, политических партий, общественных движений.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры.
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. Оно даёт мистическую сакральную картину мира и характеризуется признанием Бога как сверхъестественного мирового начала. Мистическое единство человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей.
ПРОСВЕЩЕНИЕ — особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 в. Отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Просвещение является естественным продолжением гуманизма как светского культурного направления, характеризующегося индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Важнейшее место в построении нового общества они отводили знаниям и идее прогресса.
ЛИБЕРАЛИЗМ — общественно-политическое течение, исторически развившееся из рационалистической и просветительской критики в 17–18 вв. и объединяющее сторонников парламентаризма, правовых свобод и свободного предпринимательства. Ценности либерализма:
Индивидуализм – в смысле «примата» морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства ни поддерживались.
Эгалитаризм – в смысле признания за всеми людьми равной моральной ценности и отрицания значения для организации важнейших правовых и политических институтов общества любых «эмпирических» различий между ними (в плане происхождения, собственности, профессии, пола и т.д.).
Универсализм – в каждой культуре должно быть право требовать уважения достоинства и равенства, как они понимаются в своей исторической определенности.
Мелиоризм как утверждение возможности исправления и совершенствования любых общественных институтов.
СОЦИАЛИЗМ — является историческим феноменом, возникшим в качестве реакции на социальные и экономические отношения становящегося капиталистического общества, особенно на реальности, вызванные промышленной революцией. Наибольший вклад в развитие социалистического мировоззрения внесли основатели марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс, а также их последователи. Более того, во 2-й пол. 19 и в 20 вв. марксизм стал мировоззренческой основой современного социализма, причем сами эти понятия зачастую использовались как синонимы. В марксистской пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей – коммунистической – общественной формации.
Составными элементами социализма предполагались:
- коллективизм,
- общественная собственность на средства производства,
- солидарность и социальное равенство,
- справедливость,
- ликвидация классового разделения общества,
- отсутствие эксплуатации человека человеком и др.
КОНСЕРВАТИЗМ — идеологическое течение, для которого характерно стремление к стабилизации социальных процессов, предпочтение традиционных общественных институтов и неверие в прогресс как в единственно возможную форму развития человеческого общества. Консерватизм это система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, направлена против любых попыток его разрушения, от кого бы они не исходили.
00:13:40 — отношение Христа к брачным отношениям, в частности, к разводу. Для Христа нет понятий развод, «не сошлись характерами», «кризис среднего возраста»..
00:21:00 — как Христос решает вопрос о наказании за прелюбодеяние. Причина сурового наказания женщины в Ветхозаветном мире в отсутствии феминизма предотвращении всеобщего насилия. Почему же Христос нарушает традиции?
00:44:30 — Христианство не консервативно и не либерально. Оно параллельно всему этому человеческому. И если уж человек слишком сильно упирает на консерватизм и либерализм, то он попадает в ситуацию, которую Клайв Льюис называет «христианство И». Это когда человек какую-то свою идею фикс, которая для него важна, пытается к христианству пристегнуть.
00:45:00 — Христианство и спорт? Это о чём?
00:49:50 — Как христианину принимать решения о поддержке той или иной политической силы на выборах. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан? Или не обязан? Ведь в каждой идеологии есть свои серьезные минусы.
Если ты не занимаешь гражданскую позицию,
то кто-то занимает её за тебя
01:08:41 — Отец Георгий — разрушитель легенд Просвещения о страдающем Средневековье. Все там было совсем не мрачно — и женщины могли командовать войсками, и инквизиция не так страшна как её малюют просвещенцы и социалисты. И вообще в это милое время все убивали всех, потому и крестовые походы не особо выдавались из всеобщего стиля жизни.
1:12:25 — Христианство все время торжествует и все время проигрывает. Христианство проигрывает, чтобы торжествовать.
1:14:00 — Если православные христиане спасутся, то что будет с остальным миром. Что значит, что Бог их будет судить «по закону совести»?
1:20:25 — Как научные конференции и хорошие доклады могут помешать попасть в рай:)
1:21:20 — Арнольд Шварцнегер как модель Христианства?
1:24:10 — Все возможные «измы» – это попытка сделать человеку хорошо? Можно считать, что Христианство вбирает в себя все эти идеологические формы и необязательно выбирать какой-то способ, а главное познать первопричину решений?
Чаще всего человек избирает идеологию исходя из того, в значительной степени, ЧТО ему кажется. В то время как на самом деле каждая идеология несет в себе и положительные и отрицательные черты.
Христианин как христианин должен быть вне политики в том смысле, признавая, что:
- каждый человек имеет право на свою политическую позицию,
- нет никакой идеальной идеологии,
- нужно бороться за свою позицию честно и добросовестно.
1:29:35 — Преимущество капитализма по сравнению с социализмом. Капитализм более трезво смотрит на ущербность человека и предусматривает ограничители его греховности в общественной и экономической жизни.
Можно быть по убеждениям кем угодно, но нельзя дегуманизировать оппонентов. Неотмирность Христианства должна нас тормозить, чтобы не впадать в яростную борьбу с «противниками»
1:33:25 — Пример феминизма как христианских добродетелей, «сошедших с ума».
1:37:07 — Вопрос о рамках христианства, плавно перешедший в кулуарные обсуждения.
1:44:30 — Отец Георгий делает попытку уйти по очень важным делам. Но ещё целых 9 минут ему это не удаётся осуществить.
1:45:25 — Итоги обсуждения. Мы успели поговорить о общем понимании различных идеологий и нашего к ним отношения как христиан. На следующий Чай остаётся тема нынешнего состояние церковного либерализма и консерватизма, их взаимодействие, регулярно приводящее к накалу эмоций.
1:47:35 — Это страшное слово «пакет». За любой идеологией идет следом целый пакет практических шагов и изменений. НО не всегда это пакет известен заранее и очень хочется избежать неприятных сюрпризов.
1:49:15 — Вопрос о женском священстве и мужском сексизме разногласии по этому вопросу.
Отзыв Андрея Головина по теме Чая
С удовольствием посмотрел запись чая с о. Георгием, и мне прям сильно понравилось) Там целый калейдоскоп тем, и все их можно живо и бодро обсуждать.
Единственно, что сильно зацепило и кажется мне заблуждением, это теза о том, что христианство вмещает в себя все социализмы-коммунизмы и прочие «измы».
Это не так. Христос не предлагает никаких измов, Он даёт каждому идею и путь для (подчеркну) личного спасения. Всё остальное для идеи христианства или вторично, или вообще не важно. Ведь «кесарю кесарево…»
Парадоксально, но в этом случае, большее не может вместить в себя меньшее по своей природе.
Это, например, как Солнце, которое по размерам намного больше всех планет системы и того, что на них, но если попытаться вместить это всё это богатство внутрь Солнца, то оно (это богатство) моментально распадётся на элементарные частицы.
Но вот сами планеты и всё что на них, вмещают в себя часть Солнца и его энергии, и даже прост-напросто не могут без неё существовать.
…а да, там ещё про то что каждый капитализм-социализм хотел всем людям хорошего). Ну это в плане юмора — ни у Адама Смита, ни тем паче у Маркса нет ничего о том, что всем будет хорошо. В капитализме плохо будет эксплуатируемым, а в социализме эксплуататорам)
Огромное всем спасибо за тему и особенно за манеру её ведения)) Очень удачно получается вовлечённость участников, за счёт неформального живого общения. И хотя тема получается «ветвистой» как древо жизни, но это всё компенсируется именно живым общением.