РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ

Приходская жизнь


17 ноября, 2019

Этика обличения 2 часть

После того как в прошлое воскресенье мы на Чае пообщались с другом нашего прихода Ликой Данюшиной, отец Константин Галацан обсудил с нами множество вопросов, переплетенных с этикой взаимоотношений и биоэтикой.

Часто бывает так, что в повседневной жизни мы наблюдаем на наш взгляд неправильные, плохие, неэтичные действия знакомых, друзей, родственников, публичных людей. Конечно, нас сразу ну очень сильно тянет высказать свое мнение об этих людях и их проступках. И вот тут мы попадаем в одну из ситуаций:

1) обличения греха (рассуждения о грехе)
2) осуждения человека

Грань между противлением греху и осуждением человека очень тонка и переходим мы её легко, порой даже незаметно для себя.

Обличение – это когда мы в глаза высказываем свои недовольства, преследуя цель исправить поведение человека.

Осуждение – наоборот, совершается всегда за спиной и чаще всего имеет целью показать себя (даже неосознанно) в более выгодном свете на фоне «этого грешника» и поэтому само является неэтичным. Есть меткое и печальное высказывание на эту тему Святителя Григория Богослова. (с) 

«Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других… Для всех отверзли мы не врата правды, но двери злословия и наглости друг против друга. У нас не тот совершеннее, кто из страха Божия не произносит праздного слова, но тот, кто как можно больше злословит ближнего или прямо, или намеками, нося под языком своим болезнь.
Мы ловим грехи друг друга не для того, чтобы оплакивать их, но чтобы пересудить, не для того, чтобы уврачевать, но чтобы уязвить и раны ближнего иметь оправданием своих недостатков. У нас признаком добрых и злых — не жизнь, но дружба или несогласие с нами…»

Если с осуждением нам все кажется более-менее понятным, то с обличением стоит разобраться более подробно. В реальной жизни нам очень мало представляется возможностей кого-либо обличать. Все дело в том, что и ситуаций таких не так много, и сам моральный облик обличителя должен быть почти идеальным. Обличали народ израильский за его грехи Божьи пророки, но они были святыми людьми и посылал их на это сам Господь. Что же касается нас грешных, то нам не стоит примерять на себя миссию пророков, от нас требуется совершенно другое.

Мы должны учиться по-дружески, с участием говорить с человеком о том, что нас беспокоит в его поведении. Слишком часто нам не хватает мужества или мудрости для простого человеческого разговора, и тогда мы терпим, замыкаемся в себе и в один прекрасный момент либо выходим на конфликт, либо молча разрываем всякие отношения с человеком. Это неправильно, нужно учиться выходить к ближнему навстречу.

Предположим, ваша молодая племянница часто врет. Вместо того чтобы шептаться у нее за спиной или горделиво обличать, выскажитесь ей с позиции любящей родственницы: «Может быть, ты не знаешь, что обман бросается в глаза и выглядит очень некрасиво?» Обнимите ее и дайте понять, что вы ей совсем не враг. Поймет она или нет – это уже не ваша забота. Главное, что вы пытались помочь и сделали это по-человечески.

(с) священник Александр Домбровский

Ну а если это в житейском смысле ничего не изменяет в поведении человека, то вам остаётся только искренне молиться за него. Тому человеку это даст помощь в очищении его души и сердца, а вам действительно поможет НЕ осуждать его и даже отнестись с сочувствием и жалостью.

Возможно такая молитвенная практика поможет нам выработать очень трудную, но полезную привычку «не быть опрометчивым» в суждениях и поступках. Не будем забывать, что мир мы видим «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12).

«Мир, в котором мы живем, безмерно сложен: сложность, присущая каждому из нас, множится на наше множество. Мы по-разному видим, по-разному излагаем, по-разному воспринимаем. И все это создает такой хаос, такую путаницу – хоть на глобальном уровне, хоть на бытовом, – что мгновенно в ней не сориентируешься, не разберешься.

Вот почему так важно никогда не следовать в той или иной ситуации первому импульсу и, повинуясь ему, не предпринимать что бы то ни было, не высказывать оценку, не отдавать первому возникшему чувству свое и без того издерганное и изношенное сердце.

Простое правило: не быть опрометчивым».

(с) Игумен Нектарий (Морозов).

Ещё один интересный аспект затронул отец Константин. Ведь со стороны и правда всегда виднее недостатки, ошибки Другого. Как говорится, «глаз не замылен». Поэтому нет ничего удивительного в том, что чужие «соринки» так бросаются нам в глаза. Но тогда мы должны осознавать, что и окружающие люди также лучше нас видят наши слабости, страсти и т.п. А значит, мы не должны обижаться на их обличения по отношению к нам самим, а наоборот постараться лишний раз вглядеться внутрь своей души:)

После многочисленных вопросов на тему абортов, ЭКО и др. отец Константин дал нам домашнее задание познакомиться с документом «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», а параграф «XII. Проблемы биоэтики» прочесть особенно внимательно. 
Так что читаем, готовим вопросы и в следующий Чай обсуждаем их с отцом Константином. Спасибо отцу Константину за интенсивный и очень интересный разговор, а также нашим чайным собеседникам Наталье и Дмитрию за помощь в написании отчета!

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies