РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ

Приходская жизнь


30 августа, 2020

Безопасность духовная и психологическая

30 августа в 12.00 ждем вас на Чай с батюшкой под нашим любимым орехом! С нами отец Георгий Канча и психолог Дарья Халаджиева.

Посетители Центра семьи и молодежи знают Дарью по лекциям, которые она там проводила, также Даша вела там бесплатный прием как психолог.

Отец Георгий предложил продолжить тему духовной и психологической безопасности, которую мы начали обсуждать с Виталием Шлягой на чае 26 июля. Тогда мы обсудили направление гештальт-терапии, а также возможность применять некоторые приемы психологической практики в храмовой общине.

Из предварительных обсуждений стало ясно, что тема далеко не исчерпана, поэтому задавайте вопросы здесь!
Лекции Дарьи «Фактор тела в православной традиции», «Близость VS созависимость».

Вопросы из вотсап чата:

Грех и его следствие на соматическом уровне. Какие грехи к каким болезням приводят? Еще Авиценна связывал любую болезнь с грехом. Например, болезни ЖКТ-следствие чревоугодия, часто болезни в психиатрии связывают с гневом, гордыней и т.д. Так ли это? Существует ли прямая взаимосвязь греха и болезни, следующей за ним?


  1. Христианская концепция Лестницы страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня), предполагает, что мы должны распознавать у себя что-то из перечисленного и с Божией помощью (молитвой, исповедью, причащением) пытаться побороть всю эту скверну, т.е. в идеале прийти к покаянию (перемене ума).
  2. Но на практике так получается не у всех. Типовая ситуация в церковной жизни — мы приходим на исповедь, перечисляем что нехорошего у себя заметили, молимся, причащаемся, а затем снова и снова приходим на исповедь зачастую с тем же набором страстей/грехов/проблем и так бесконечно по кругу. Кто-то впадает в безысходность, кто-то разочаровывается и вообще прекращает попытки.
  3. В психологии есть понятия невроза и различных видов нарушений мировосприятия, коммуникаций и поведения. И может так оказаться, что человек, не могущий побороть то, что он считает чревоугодием, получит облегчение у психолога, работаюшего с нарушениями пищевого поведения.
Или человек, испытывает обиды, гнев, печаль, уныние из-за проблем с коммуникациями, и считает, что он грешный тщеславный человекоугодник/человеконенавистник или ещё что-нибудь такое. Психотерапевт же может помочь искоренить это, дойдя до психологических корней проблемы, например, разобраться с завышенной/заниженной самооценкой, созависимыми отношениями, забытыми прошлыми травмами, наработанными шаблонами реакций и т.п.
Даже если вдруг кого-то одолевают блудные страсти и он себя уж записал в падшие человецы;), то в отдельных случаях ему может помочь консультация, например, у хорошего семейного психолога-сексолога.
А кому-то вообще показан прием антидепрессантов, т.к. иначе организм не справляется с депрессивными состояниями, вызванными какими-то нарушениями в организме, но которые мы можем воспринимать как грех уныния.


 Вопрос:

  1. Можно/нужно ли разделять духовные и психологические проблемы?
  2. Кто может подсказать прихожанину, какого именно рода его проблемы — духовного или психологического? Как их различить?
  3. Как понять, что в данный период с человеком происходит и что ему делать, усиленно каяться, молиться и этого достаточно или параллельно идти к психотерапевту?
  4. Была бы полезна психологическая консультация прихожан на постоянной основе (для облегчения жизни батюшек ;)) или в этом нет необходимости или это просто невозможно организационно ?

Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Подробнее Понятно
Cookies