РПЦ МП Ростовская-на-Дону епархия
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г. ТАГАНРОГ
Заказ экскурсий и трапезы +7(988)562-88-20
Приходская жизнь
Отец Герман контролировал ход процесса, пояснял отдельные сложные для понимания моменты Священного писания, приводил высказывания святых отцов, отвечал на вопросы прихожан и сподвигал читать катехизис для наращивания вероучительной грамотности.
Чайная беседа получилась не просто интересной, но и весьма полезной, т.к. мы активно освоили текст, поделились друг с другом впечатлениями, пониманием, примерами из жизни, задавали вопросы!
Спасибо отцу Герману за Чайную беседу, объяснения, терпение и ответы на вопросы!
Чайные писательницы конспектов поделились некоторыми тезисами, мыслями, впечатлениями по итогам своей проработки 4 и 5-й глав послания и их толкований.
Татьяна Николаевна (4 глава)
Христианин не может унывать, когда в таинствах Церкви ему оказывается Божественное оправдание.
Церковь не закрывается ни для кого. Погибающие это те, кто сами закрывают себя. Человек свободен сказать: "Мне никогда в рай не попасть" - это с одной стороны. Другой вариант: "Я и так хорош и зачем меня спасать". Вот это и есть погибающие.
То, что находится в нашем теле, значительно больше нашего тела. Апостол Павел говорит, что Бог поместил в такое хрупкое тело нас, чтобы дать повод к смирению. Вот почему ты такие хрупкие, для чего - для смирения. Но в этих хрупких глиняных сосудов есть огромная сила от Бога, а не от человека. И когда в нас действует Бог, всё хорошее, что делаем мы и что есть в нас, это от Бога. И вся Церковь построена на нечеловеческой силе.
Мы говорим так, как верим, и верим так, как говорим. И все мы хотим, чтобы все мы, все братья и сестры во Христе, наши пастыри, чтобы все поступали так, чтобы наши слова не расходились с нашими делами.
Благо человеческой старости , когда нам тяжело. Но что в ней хорошее, так это то, что Бог в старости ослабляет плотские привязанности, что позволяет усилить духовную составляющую. Вот почему во всех традиционных культурах ценили стариков и их мудрость.
Религия наполняет смыслом страдания. И она трансформирует их в то, что будет улучшать нашу душу.
Татьяна (5 глава)
Мне нравится слушать и сопоставлять толкования Андрея Десницкого и отца Олега Стеняева, т.к. они с одной стороны глубокие и детально проработанные, при этом они разные по своему стилю.
У отца Олега более традиционные и строгие, основанные на цитатах святых отцов, вселяющие понимание, что времени у нас мало, надо торопиться научиться жить по заповедям, быть благочестивыми, иначе в будущей жизни будет у нас всё плохо.
У Андрея Десницкого, который еще и сам переводит эти главы на более актуальный для нас вариант русского языка, - толкования не назидают, в больше степени учитывают современное мышление, знания и восприятие мира, подчеркивают поэтичность некоторых мест Писания, вдохновляют на творческое осмысление и применение к своей жизни, это привлекает.
Иногда эти два толкователя объясняют места Писания по-разному. Это интересно, позволяет расширить свое понимание, заставляет задуматься. Вот несколько примеров.
5:1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (синодальный перевод)
Отец Олег объясняет, что земной дом сравнивается с хижиной, потому, что слово "хижина" передаёт ветхость, то, что легко разрушить. И мы сами чувствует в своей земной жизни свои слабости, недостатки, как нам становится трудно все делать. Причем немощи проявляются не только с возрастом, но и у молодых людей и даже детей. Потому что, всё в этом мире зыбко.
5:1Ведь мы знаем, хоть шатер, в котором обитаем на земле и разрушится, но есть у нас жилище от Бога, нерукотворный вечный дом на небесах (перевод Андрея Десницкого)
Андрей Десницкий объясняет, что шатер символ временного жилища, потому что его легко взять сложить и перенести в другое место. И поэтому шатер не настоящий дом, ведь дом - это нечто постоянное, а значит дом это только, то, что может быть только на небесах.
5:2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
только бы нам и одетым не оказаться нагими.
По толкованию отца Олега, мы можем иметь вид благопристойных христиан, но реально за этим, может быть ничего положительного и не скрывается. И нам нужно беспокоиться о том, чтобы так не случилось, всё делать для того, чтобы думать о своём внутреннем духовном уровне, а не только внешне казаться благочестивыми. Иначе попав на небеса, мы потерпим фиаско.
5:2 А пока мы здесь, стонем, желая попасть в небесную нашу обитель и там, даже лишившись одежды, мы не окажемся нагими.
Андрей Десницкий говорит:
"Такой интересный образ. Сначала апостол Павел говорит о жилище, а потом об одежде, потому что тело можно назвать жилищем, мы как бы внутри тела живем, а можно его же назвать одеждой - это что-то, что можно снять с себя и остаться голым, только тем, что я есть. Апостол Павел говорит, что там мы не окажемся нагими, даже не лишившись одежды. Двойной образ - в этом вечном мире у нас будет какая-то другая одежда, мы не знаем какая, только знаем, что без нее не останемся".
То есть Андрей Десницкий делает упор на оптимизм в наших чаяниях небесного дома, что даже когда мы потеряем всё земное, то рядом с Богом нагими не останемся. Более вдохновляющая коннотация в этом толковании.