Приходская жизнь
Искусство как сотворчество Богу

Безуспешные попытки настроить трансляцию не стали препятствием к беседе на тему, предложенную Татьяной: «Искусство – это сотрудничество Бога с художником». (Правда у этой цитаты Андре Жида есть продолжение: «и чем меньше художника, тем лучше»…)
Многие святые отцы одним из смыслов выражения о том, что человек сотворен «по подобию Божию» видят творческую способность человека: «Человек — творец, демиург, по образу Бога, Творца и Демиурга»( прп. Анастасий Синаит). Ни ангелы, ни бесы не способны к творчеству. https://www.portal-slovo.ru/art/35791.php
Вопросы поступали из вотсап, ВК и ФБ. С помощью тайм-лайна к видео вы сможете услышать ответы на все.
Символично, что свидетелем нашей беседы была икона сегодняшнего праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, которая висела над головой отца Георгия и служила иллюстрацией к нашему разговору об иконописи.
Вопрос: Искусство и искушение – однокоренные слова. Нужно ли христианину погружаться в искусство, изучать и понимать его? Или лучше «упроститься» и последовать поговорке «где просто там ангелов со сто»?
Ответ: «Искушение это в переводе на русский испытание. Искусство предполагает некую опытность. О человеке, который в чем-то искусен — в рисовании картин, создании музыки, в писании литературных текстов, в молитве, мы говорим — искушенный человек, то есть имеющий опыт, навык. Когда мы говорим, что Бог нас искушает, это значит, Он посылает испытания, которые служат тому, чтобы мы их прошли и вышли из них более устоявшимися в вере».
Вопрос о том, что возникает чувство вины от непосещения храма в период изоляции.
Ответ: «Кто может посещать храм во время режима самоизоляции? Если человек не в группе риска, у него нет симптомов заболевания, если он не общался с прибывшими из-за границы, то можно взять маску и изредка прийти в храм, соблюдая там дистанцию, не прикладываться и не контактировать с людьми. Пожилым людям надо безусловно воздержаться и не чувствовать вины, а понимать, что они заботятся о здоровье своем и других».
Тайм-лайн в статье и в комментариях к видео поможет разобраться, о чем шла речь и услышать ответы на остальные вопросы. Ниже есть ссылки на литературу.
Тайм-лайн записи беседы об искусстве:
2:27 Отец Георгий провел нам экскурс в историю искусства от наскальной живописи первобытных людей, через античное искусство и далее вплоть до христианского искусства. Главный акцент первой части беседы – все художественное творчество человечества – поэзия, живопись, архитектура, музыка, танец – имеет своим истоком религиозное действо, попытку изобразить неизобразимое и возвести человека к Богу. О доисторическом искусстве есть книга и лекции профессора А. Зубова
13:15 В эпоху Возрождения возникает фигура автора – человека-творца, художника, поэта, который сам по себе несет миру что-то ценное.
16.11 О книге композитора, философа Владимира Мартынова, где он развивал идею «конца времени композиторов». Пример кинематографа как синкретического искусства.
21:22 Художественный персонаж не всегда подчиняется воле автора. Примеры.
22:02 Издержки возвышения фигуры творца, художника в обществе. Секуляризация искусства.
28:02 Искусство всегда идет рядом с богословием. Пример советских писателей, художников. Гайдар, Петров-Водкин.
31:43 Творческая способность и свобода человека.
36:44 Иоанн Дамаскин об ангелах и человеке
37:11 Искусство в христианстве. Добротолюбие – любовь красоты. Молитва – высшее искусство.
38:50 Искусство как сотворчество автора и слушателя, зрителя. Талант молитвы
41:53 Вопрос: «Искушения это однокоренное слово с искусством».
42:48 Вопрос о «коляске», Сирил Конноли как-то сказал: «У настоящего искусства нет хуже врага, чем детская коляска в прихожей.» Что можно по этому поводу сказать подрастающему поколению будущих художников, которое и само ТАК думает? Чудо общения с ребенком, воспитание детей – творчество.
52:06 Разница методов и задач классического и «современного» искусства.
55:13 Нравственное в искусстве. Морализаторство в литературе.
58:05 Массовое и элитарное искусство.
63:49 Вопрос: «Художник не моралист?» Когда художник начинает следовать идеологическим требованиям он перестает быть художником? Великий художник неизбежно поднимает вопросы морали, в силу того, что мораль это свойство человека.
73:21 Настоящее искусство должно провоцировать. Современный кинематограф: фон Триер, Тарантино. Роман Набокова «Лолита»
83:26 Чтобы воспринимать искусство нужно учиться его понимать.
85:46 Искусство связано с игрой. Свобода как определяющее понятие для искусства.
88:05 Законы искусства. Есть ли они? Можно ли их нарушать?
92:02 Христианское богослужение отвечает всем чувствам человека и включает в себя все искусства. Искусство как религиозный контекст.
94:17 Кто может посещать храм во время режима самоизоляции?
95:56 Об иконописи.
105:09 Искусство для всех?

115:08 Вопрос: где почитать о богословии и символике? В группе вк Прикреплена ссылка на книгу Успенский, Лосский «Смысл икон».
А. Зубов. История первобытных религий
https://www.livelib.ru/book/1000607536-istoriya-religii-kurs-lektsij-kniga-1-doistoricheskie-i-vneistoricheskie-religii-a-b-zubov
https://predanie.ru/book/73503-istoriya-religii-doistoricheskie-i-vneistoricheskie-religii/
В. Н. Лосский, Л. А Успенский Смысл икон