Приходская жизнь

Искусство как сотворчество Богу

Безуспешные попытки настроить трансляцию не стали препятствием к беседе на тему, предложенную Татьяной: «Искусство – это сотрудничество Бога с художником». (Правда у этой цитаты Андре Жида есть продолжение: «и чем меньше художника, тем лучше»…)

Многие святые отцы одним из смыслов выражения о том, что человек сотворен «по подобию Божию» видят творческую способность человека: «Человек — творец, демиург, по образу Бога, Творца и Демиурга»( прп. Анастасий Синаит). Ни ангелы, ни бесы не способны к творчеству. https://www.portal-slovo.ru/art/35791.php

Вопросы поступали из вотсап, ВК и ФБ. С помощью тайм-лайна к видео вы сможете услышать ответы на все.

Символично, что свидетелем нашей беседы была икона сегодняшнего праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, которая висела над головой отца Георгия и служила иллюстрацией к нашему разговору об иконописи.

Вопрос: Искусство и искушение – однокоренные слова. Нужно ли христианину погружаться в искусство, изучать и понимать его? Или лучше «упроститься» и последовать поговорке «где просто там ангелов со сто»?

Ответ: «Искушение это в переводе на русский испытание. Искусство предполагает некую опытность. О человеке, который в чем-то искусен — в рисовании картин, создании музыки, в писании литературных текстов, в молитве, мы говорим — искушенный человек, то есть имеющий опыт, навык. Когда мы говорим, что Бог нас искушает, это значит, Он посылает испытания, которые служат тому, чтобы мы их прошли и вышли из них более устоявшимися в вере».

Вопрос о том, что возникает чувство вины от непосещения храма в период изоляции.

Ответ: «Кто может посещать храм во время режима самоизоляции? Если человек не в группе риска, у него нет симптомов заболевания, если он не общался с прибывшими из-за границы, то можно взять маску и изредка прийти в храм, соблюдая там дистанцию, не прикладываться и не контактировать с людьми. Пожилым людям надо безусловно воздержаться и не чувствовать вины, а понимать, что они заботятся о здоровье своем и других».

Тайм-лайн в статье и в комментариях к видео поможет разобраться, о чем шла речь и услышать ответы на остальные вопросы. Ниже есть ссылки на литературу.

Тайм-лайн записи беседы об искусстве:

2:27 Отец Георгий провел нам экскурс в историю искусства от наскальной живописи первобытных людей, через античное искусство и далее вплоть до христианского искусства. Главный акцент первой части беседы – все художественное творчество человечества – поэзия, живопись, архитектура, музыка, танец – имеет своим истоком религиозное действо, попытку изобразить неизобразимое и возвести человека к Богу. О доисторическом искусстве есть книга и лекции профессора А. Зубова

13:15 В эпоху Возрождения возникает фигура автора – человека-творца, художника, поэта, который сам по себе несет миру что-то ценное.

16.11 О книге композитора, философа Владимира Мартынова, где он развивал идею «конца времени композиторов». Пример кинематографа как синкретического искусства.

21:22 Художественный персонаж не всегда подчиняется воле автора. Примеры.

22:02 Издержки возвышения фигуры творца, художника в обществе. Секуляризация искусства.

28:02 Искусство всегда идет рядом с богословием. Пример советских писателей, художников. Гайдар, Петров-Водкин.

31:43 Творческая способность и свобода человека.

36:44 Иоанн Дамаскин об ангелах и человеке

37:11 Искусство в христианстве. Добротолюбие – любовь красоты. Молитва – высшее искусство.

38:50 Искусство как сотворчество автора и слушателя, зрителя. Талант молитвы

41:53 Вопрос: «Искушения это однокоренное слово с искусством».

42:48 Вопрос о «коляске», Сирил Конноли как-то сказал: «У настоящего искусства нет хуже врага, чем детская коляска в прихожей.» Что можно по этому поводу сказать подрастающему поколению будущих художников, которое и само ТАК думает? Чудо общения с ребенком, воспитание детей – творчество.

52:06 Разница методов и задач классического и «современного» искусства.

55:13 Нравственное в искусстве. Морализаторство в литературе.

58:05 Массовое и элитарное искусство.

63:49 Вопрос: «Художник не моралист?» Когда художник начинает следовать идеологическим требованиям он перестает быть художником? Великий художник неизбежно поднимает вопросы морали, в силу того, что мораль это свойство человека.

73:21 Настоящее искусство должно провоцировать. Современный кинематограф: фон Триер, Тарантино. Роман Набокова «Лолита»

83:26 Чтобы воспринимать искусство нужно учиться его понимать.

85:46 Искусство связано с игрой. Свобода как определяющее понятие для искусства.

88:05 Законы искусства. Есть ли они? Можно ли их нарушать?

92:02 Христианское богослужение отвечает всем чувствам человека и включает в себя все искусства. Искусство как религиозный контекст.

94:17 Кто может посещать храм во время режима самоизоляции?

95:56 Об иконописи.

105:09 Искусство для всех?

В. А. Беклемишев. «Деревенская любовь». Бронза. 1896. Третьяковская галерея (Москва).
В. А. Беклемишев. «Деревенская любовь». Бронза. 1896. Третьяковская галерея (Москва).

115:08 Вопрос: где почитать о богословии и символике? В группе вк Прикреплена ссылка на книгу Успенский, Лосский «Смысл икон».

А. Зубов. История первобытных религий
https://www.livelib.ru/book/1000607536-istoriya-religii-kurs-lektsij-kniga-1-doistoricheskie-i-vneistoricheskie-religii-a-b-zubov

https://predanie.ru/book/73503-istoriya-religii-doistoricheskie-i-vneistoricheskie-religii/

В. Н. Лосский, Л. А Успенский Смысл икон

ttps://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/smysl-icon.html