Приходской консультант

Таинство Святого Крещения

 «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»

Мф. 28 : 19-20

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду (или возливании воды на голову) и при призывании имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения …» (Рим.6:3-5).

Через Крещение верующий вводится в Церковь и становится ее членом, что связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином — это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Теперь человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни.

Нужно понимать, что это лишь дверь в духовную жизнь, лишь возможность достичь спасения. И если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека» (т.е. греха), то само по себе оно не приносит спасения. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и проявляться на протяжении всей его жизни.

После Крещения новокрещенному человеку, вне зависимости от возраста, необходимо приступить на Литургии к причащению Святых Христовых Тайн и в будущем, стараться как можно чаще приступать к этому Таинству.

Ответственное отношение Православной Церкви к принятию новых членов выражается в том, что к Таинству Крещения допускаются только те лица, которые принимают и исповедуют веру Церкви. В связи с этим при храмах организованы подготовительные беседы для желающих принять Крещение во взрослом возрасте, а также для восприемников («крестных родителей») и родителей младенца.

Таинство Крещения совершается однажды в жизни и не может быть повторено ни при каких условиях (аналогия с физическим рождением).

Погружением в воду знаменательно выражается сущность таинства – смерть для жизни плотской и воскресение, или рождение для жизни духовной. Погружение есть погребение Христу. Смыкающиеся воды над головой человека символизируют пещеру-гроб, в которой погребли Христа. А возникновение от воды воскресение Христа и рождение духовного человека.

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило — благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного — освобожденную от власти греха и сатаны, новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, нательный крест — крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Как выбрать крестных родителей?

В Таинстве Крещения восприемник принимает ребенка из крещальной купели и дает обещание Богу воспитывать ребенка в христианской вере. Поэтому «заочно» человек не может стать восприемником.

Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:

— любовь к ребенку и желание помогать ему возрастать в православной вере и благочестии;

— воцерковленность (опыт церковной жизни), ведь только такой человек может стать хорошим духовным наставником.

Кто может присутствовать при Крещении?

Правила Церкви не ограничивают присутствие родственников или близких людей во время совершения Таинства Крещения. В древности мать ребенка по физиологическим и гигиеническим причинам не входила в Храм в течение сорокадневного послеродового периода. Она может присутствовать при Крещении ее ребенка и ранее этого срока, придя в Храм предприняв соответствующие гигиенические меры после рождения ребенка.

Что нужно для Крещения?

Для Крещения понадобится следующее:

— новая белая рубашечка для младенцев или белая рубашка (футболка) для взрослого новокрещеного;

— нательный крест (крестик, приобретенный не в храме, следует дать священнику для освящения);

— полотенце.

Перед тем, как войти в храм, следует отключить звук мобильного телефона.

Крестные родители могут подарить своему крестнику доступное изложение основ православной веры – Закон Божий, а также Святое Евангелие и Молитвослов

Как выбрать имя?

В начале Чина Крещения священник нарекает христианское имя крещаемому в соответствии со святцами — перечнем имен святых. И, таким образом, у человека появляется небесный покровитель, имя которого и носит христианин. До Крещения необходимо продумать в честь какого святого будет назван младенец (когда у него будет День Ангела). В этом поможет церковный календарь, где можно посмотреть каких святых вспоминает Церковь в день рождения младенца и выбрать понравившееся имя. В ином случае, можно поискать имена в ближайших датах после дня рождения.

Совсем не правильная практика нарекания имени отличного от того, которое указано в паспорте. Это может быть оправданно только тем, что полученное в паспорте имя не является христианским.

Что такое Таинство Миропомазания?

Святое Миро (греч. – «благовонное масло») – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол.

Таинство Миропомазания освящает человека Святым Духом и он становится членом Православной Церкви. Священник при каждом помазании Миром говорит: «Печать Дара Духа Святого», на что восприемники или сам крещаемый отвечают «Аминь» (т.е. «истинно так»). В Таинстве Миропомазания крещаемому посылается благодать Святого Духа, помогающая ему во всей его христианской жизни. Совершается оно один раз в жизни обычно сразу же после Крещения.

Что такое Чин Воцерковления?

Воцерковление есть введение новокрещенного человека в церковное общество и причисление к нему. По своему происхождению воцерковление имеет еще значение дозволения входить в храм.

Этот чин обычно присоединяется к Таинству Крещения. Священник, взяв младенца на руки, творит им образ креста, произнося слова: «Воцерковляется раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». И если младенец мужского пола, то вносит его в алтарь, обнося вокруг престола чрез горнее место, и после поднесения его (приложив) к местным иконам, отдает в руки принесшим его. Если же младенец женского пола, то в алтарь не вносится, а только пред царские врата. Воцерковление священник заключает молитвой Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши…».

 Символ веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена. И воскресшего в третий день по Писанием. И восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святого Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Во Едину святую соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь.